Игрушки современные

12/11/2009

Автор: лина Ермолаева.

Истоник: Вести Москва.


В Москве проходит награждение победителей конкурса "Игрушка года: психологи рекомендуют". Специальной премией отметят производителей детских товаров, которые способствуют развитию малышей. Впрочем, как утверждают специалисты, безопасной продукции становится все меньше. Эксперты подсчитали, что 80% игрушек на столичном рынке, абсолютно не пригодны для детских игр. 

"Идет бычок качается, вздыхает на ходу" и падает - то ли потому, что доска кончается, то ли - от ужаса: он заглянул в фиолетовые глаза головастой куклы и обернулся на звуки странной песни, которую исполняло китайское нечто.

Данное существо - трофей психологов, его просто купили в магазине - как и большинство игрушек, над которыми колдуют в центре экспертизы. С игрушками здесь проводят аналитическую работу, даже тестируют на детях - проверяют, учат они малышей хорошему доброму вечному или чему-то другому? В четверг награждали 10 лучших производителей. Бычку, кстати, тоже достался приз.

"В советское время в Сергиевом Посаде было НИИ игрушек, сейчас - не работает, но специалисты остались, мы привлекали этих специалистов", - рассказал Геннадий Сургин, директор компании по производству.

Научно-исследовательского института игрушки больше нет, обязательная психологическая экспертиза - отсутствует. По оценкам специалистов, только 20% игрушек на рынке выполняют свою роль - воспитывают и развивают ребенка, 80% абсолютно непригодны для детских игр.

"Главная задача производителей – продать, им все равно, что продается. Некоторые производители так и формулируют: чем страшнее, тем лучше покупают. Игрушка превращается в кич, забаву, во что-то крутое, агрессивное, чем громче стреляет, тем лучше расхватывают", - считает Елена Смирнова, руководитель Центра психолого- педагогической экспертизы игрушек.

Вообще, чем проще игрушка, тем лучше - это скажет любой психолог. Есть, например, деревянный пазл на тему сказки "Репка". Конструкцию называют "исключительно полезной сюжетной игрой". Но эту сюжетную игру агрессивно вытесняют игрушки говорящие, поющие, танцующие, подвывающие. 

Самое главное - и это не только психолог, любой здравомыслящий родитель понимает - игрушка должна быть доброй. Кукла - как минимум человекоподобной. Без видимых физических изъянов. Ведь с ней ребенок себя отождествляет в игре. Для сравнения мальчик-кукла с лицом здорового мальчика и мальчик с землистого цвета физиономией больного старичка.

"У них фиксированное туповатое выражение лица. Когда ребенок долго играет такими игрушками, он перенимает это выражение - оно переходит с куклы на его собственное лицо. Это известный феномен уподобления кукле со стороны детей", - продолжает Елена Смирнова, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игрушек.

Но с человеческими лицами в магазинах - сложно. Есть кукла-руководитель, есть пупс с дыркой во рту, есть человек-паук. И мамы-папы их покупают, хотя бы потому, что дети просят.

"Смотрю человека-паука. Ребенок их коллекционирует, знает всех героев, их биографию", - говорит покупатель магазина детских игрушек. "Наших детей это не пугает, а меня пугает. Я взяла, например, кусок желеобразной массы, а ребенку бы понравилось наверняка: что-то раскрывается, кто-то вылезает", - считает покупатель магазина детских игрушек.

Предложение диктует спрос или спрос предложение - замкнутый круг. Но ведь кто-то и кроме родителей должен контролировать, во что играют дети.

"Если мы хотим качественно и количественно улучшить состояние детской среды на российском рынке, то надо выстраивать не контрольно-надзорные меры. Необходимо строить новое производство, вкладываться в лучшее, показывать лучшее", считает Антонина Цицулина, президент ассоциации индустрии детских товаров.

Сейчас игрушки российского производства занимают на российском рынке всего 10%, 20% привозят из Европы, 70% - китайский ширпотреб. И пока психологи и педагоги экспертизой занимаются исключительно на добровольных началах - с прилавков на нас косятся разноглазые существа по имени Софи и Лили – не то женщины, не то кошки, а называются "стильные штучки с подиума".