Дети страны Советов: 19171941 гг. (антропологический аспект)

Хрестоматия / Ответственный редактор Е.Г. Пономарев. –

Ставрополь: Издво СГПИ, 2010. – 252 с.

ISBN 9785910900602

ISBN 9785910900602

Основой для издания послужили нормативно- правовые документы 20-30х гг. XX в. государственных и партийных органов, выступления и статьи партийных и советских лидеров, архивные документы, мемуары, периодическая печать, художественная литература, личные воспоминания. Особенностью предлагаемой хрестоматии является попытка авторов-составителей отразить региональные особенности процесса социализации ребенка в новом типе общества с позиций исторической антропологии.

Настоящее издание позволит учителям средних образовательных учреждений, школьникам и студентам, всем, кто интересуется историей Отечества, составить собственное представление о «мире детства» в советскую эпоху. Работа над хрестоматией выполнена сотрудниками ВНИК «Обеспечение антропологического контекста исторического и филологического образования в высшей и средней школе» лаборатории «Антропология детства», финансируемой Правительством Ставропольского края.

 

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ ..............................................................................3

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА.......7

ГЛАВА II. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ............ 26

ГЛАВА III. ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ .. 98

ГЛАВА IV. ДЕТИ И ГОЛОД 1921 – 1922 ГГ. ............................. 162

ГЛАВА V. ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ....................................... 180

ГЛАВА VI. ПРАВОНАРУШЕНИЯ И РЕПРЕССИИ ................ 214

ГЛАВА VII. ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ......................... 226

 

Весь текст хрестоматии

 

Другие издания Ставропольского педагогического института:
http://www.sspi.ru/?dir=_nau&page=ped_psih
http://www.sspi.ru/?dir=_nau&page=ist_prav

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Социальная история общества представляет собой сложный механизм, состоящий из большого количества звеньев, без изучения которых невозможно определить общий ход развития цивилизации. Одним из проблемных полей исследовательской практики является история детства, интерес к которой как к направлению исторической антропологии и социокультурному феномену в отечественной науке проявился в последней четверти XX в.

Изучение «советского детства» в отечественных гуманитарных науках в настоящее время условно может быть определено в двух направлениях. С одной стороны, это исследования, посвященные идеям и практикам воспитания и образования, исходящим от официальных органов власти и партийных деятелей, а с другой – рецепции и трансляции этих идей и практик обществом, разными социальными группами, в том числе, детьми. Восприятие развития сложного исторического этапа Страны Советов глазами детей и через детские судьбы, на наш взгляд, приобретает особую остроту, непосредственность и ясность.

Исследования первого типа отечественными историками, педагогами и другими учеными появились в конце 80х – начале 90х гг. XX в. и в большей степени состояли из критики существовавшей воспитательной и образовательной парадигмы. Что же касается проблем рецепции воспитательных и образовательных систем советского периода обществом, то эта область до сих пор остается малоисследованной. В настоящее время усилия историков, педагогов, литературоведов, социологов, психологов направлены на то, чтобы исправить, возникший «исследовательский перекос».

Октябрьская революция 1917 г. в истории российской цивилизации сыграла огромное значение не только потому, что привела к изменению политического режима и социального строя, но и должна была привести к «ментальному перевороту». Строительство нового советского общества шло одновременно сформированием человека нового типа, свободного от прежних нравственных установок и поведенческих стереотипов. На смену традиционным нравственным ценностям, базирующимся на основе христианской морали, приходила иная воспитательная и педагогическая парадигма, главные принципы которой были построены на основе теорий и идей марксизма-ленинизма.

Новое педагогическое мышление послереволюционной России формировалось в соответствии с принципом «революционной целесообразности». Этим объяснялось подчиненное положение всех социальных слоев общества новой идеологии и прежде всего системы образования и воспитания как основ формирования «нового человека». Декларировались благородные, но малоизученные в условиях строительства социализма и практически не обеспеченные принципы содействия всестороннему развитию здорового, сильного, активного, смелого общественника, борца за классовые интересы пролетариата, а, следовательно, в конечном счете, за интересы всего человечества. Это была сложная задача, поскольку мирового опыта по ее реализации не существовало, а значит, не было и апробированных механизмов ее осуществления. Советскому обществу пришлось пойти по пути экспериментов, методов проб и ошибок.

Настоящая хрестоматия является продолжением цикла изданий документов по истории детства, над сбором и систематизацией которых работают члены лаборатории «Антропология детства» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Авторы-составители избирательно отнеслись к большому массиву источников, относящихся к 2030м годам XX века, и выявляли те сюжеты, которые наиболее полно отражали трансформацию представлений о социальном месте ребенка в переходный период, который, пользуясь терминологией марксизма, означал смену одной формации другой. Разумеется, детство как социокультурное явление включает обширный спектр проблем, процесссов и явлений разного уровня: от государственной политики в области детства, принятия нормативно-правовых актов, реформирования школьного образования, воспитания, охраны здоровья и т.п. до детских организаций обществ и кружков по интересам, семейных отношений, новых игр, увлечений и пр. Однако исследователи сконцентрировали внимание на тех источниках, в которых наиболее рельефно отразилась смена эпох, идеологических принципов и ментальных составляющих. Словом, на том, что наиболее ярко демонстрирует отражение дыхания эпохи в судьбе конкретного ребенка, детства в целом и в то же время проявляет изменение самого общества в глазах и ощущениях маленького гражданина страны Советов.

Выбор помещенных в хрестоматию документальных материалов продиктован не только их историко-познавательной ценностью и практической значимостью, но в значительной мере стремлением авторов-составителей предоставить возможность современным школьникам и студентам составить собственное представление о «мире детства» в советскую эпоху, причем сделать это самостоятельно, без помощи исследовательской критики, научных комментариев и расстановки акцентов «взрослых дядей и тетей» учителей. К тому же, на наш взгляд, история советской эпохи имеет ряд сходных черт с переходным периодом, характерным для 90х годов XX века. Те явления, которые были свойственны советскому обществу 2030х годов (смена общественных ориентиров в системе воспитания и образования, беспризорность и безнадзорность, детская преступность широких масштабов), к сожалению, оказались реалиями теперь уже конца XX – начале XXI веков. В этой связи особенно ценен опыт государства, по решению многочисленных проблем детства, который был приобретен в первые годы советской власти.

Документы по изучению жизни детей в 192030е годы составляют сложный комплекс как опубликованных, так и неопубликованных материалов. Важный блок представляют материалы государственных и партийных органов по управлению народным образованием, позволяющие хронологически проследить складывание законодательной базы реформирования учебно-воспитательных учреждений, вопросы школьного строительства и становления системы воспитательных учреждений для детей разного возраста.

Довольно много места вопросам разработки теории коммунистического воспитания уделялось в выступлениях и статьях партийных и советских лидеров, решениях партийных и комсомольских съездов и пленумов. Не менее важную роль играли педагогические конференции и съезды, в материалах которых отражены взаимоотношения учительства с партийными и государственными структурами на протяжении 20х – 30х годов. Эти источники позволяют уточнить позиции рядового учительства по той или иной проблеме, выносимой на обсуждение, будь то руководство учебным и воспитательным процессом или методы работы с детьми.

Весьма важную роль в изучении процессов воспитания играет такой вид источников, как мемуары. Они позволяют выявить факты, которые не всегда отражались в других источниках, посмотреть на процесс воспитания изнутри, глазами тех, кто непосредственно был вовлечен в этот процесс.

Не менее интересную группу источников по проблеме представляют периодические издания. В силу своей специфики большинство периодических изданий носят многоплановый характер. На страницах газет и журналов печатались самые разные материалы, отражающие многочисленные общегосударственные и местные проблемы детства и юношества.

Являясь мощным средством идеологического воздействия, периодика оперативно доносила нужную информацию до тех групп населения, на которые была рассчитана. Жанры изложения материала были разными, но в основном преобладали информационный и аналитический. В первом случае это разнообразные заметки, репортажи о событиях, связанных с открытием того или иного учреждения для работы с детьми, съезда или конференции, посвященной проблемам детства. Чаще всего подобная информация публиковалась в разделах «Хроника» или «Сообщения с мест».

Во втором случае это статьи, в которых анализировались официальные документы, связанные с осуществлением государственной политики в области воспитания; разбирались формы и методы работы с детьми во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Такой материал в большей степени насыщен информацией о деятельности педагогов, психологов, социологов, в нем отражена повседневная практика работы с детьми. В сочетании с архивными документами такие свидетельства помогают раскрыть сложные процессы социализации детей не только в крупных промышленных центрах страны, но и в отдаленных селах.

Отдельную группу источников составляет художественная литература. Образы, созданные на страницах советской литературы, являются отражением представлений о достойных людях «нового мира», формируя у детей новые идеалы, а также отражая сложный пласт восприятий окружающей действительности через детские души.

Одной из особенностей представленной хрестоматии является использование источников, позволяющих дать информативный срез, касающийся не только исходящих государственных установок, но и реакции общественности на них. Это отражено в материалах периодической печати и художественной литературе, а также данных архивных источников и личных наблюдений участников событий.

Следует отметить, что, по нашему мнению, хрестоматия выгодно отличается от подобных изданий включением в нее материалов регионального уровня, который позволяет рассмотреть особенности политики государства в области образования и воспитания, а также социальных проблем на Ставрополье в первые постреволюционные десятилетия.

Данный блок представлен материалами, отражающими политику местных властей в области защиты детства, деятельность ставропольских общественных организаций по решению детского вопроса и вовлечению детского населения в общественную жизнь региона. Актуальны материалы, отражающие организацию и особенности работы национальных школ в условиях полиэтнического состава населения Северного Кавказа.

Большой блок документов посвящен переходному этапу 1920х годов и политике в отношении детей в условиях послереволюционной трансформации и голода (положение детей в детских учреждениях, изменение отношения к детству в условиях экономического и политического кризиса и т.д.).

Воспоминания детей тех лет позволили значительно обогатить и расширить источниковую базу хрестоматии, наполнив ее эмоциональным содержанием и фактическим материалом. В хрестоматии использованы фотоматериалы, содержащиеся на сайте Льва Бородулина, раритеты фотохроники СССР 19171991гг.

Комплекс материалов регионального характера отражает трансформацию советского образовательного пространства и изменение положения ребенка в нем как основного объекта образования и воспитания.

Предлагаемое издание должно помочь учителю школы обогатить уроки истории дополнительными источниками, позволяющими разбудить у детей интерес к прошлому своей большой и малой Родины и, что не менее важно, почувствовать и самостоятельно ощутить дыхание ушедшей эпохи через судьбы своих сверстников.

Е.Г. Пономарев, Л.Н. Величко