Деревенские дети России ХIХ – начала ХХ века: Северный Кавказ, Кубань и Ставрополье
Хрестоматия
Ответственный редактор Е.Г. Пономарев.
Ч. 1. – Ставрополь:Изд-во СГПИ, 2009. – 204 с.
Ч. 2. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 100 с.
В хрестоматию включены нормативно-правовые акты, архивные документы, материалы периодической печати, опубликованные исторические источники, сюжеты из литературных произведений ставропольских писателей. Их объединяет единая цель – отразить многогранную, радостную и горестную жизнь деревенских детей российской глубинки (Северного Кавказа, Кубани и Ставрополья) ХIХ – начала ХХ века. Особый колорит издания создают страницы, раскрывающие национальные особенности детства «инородцев», проживающих на Северном Кавказе.
Хрестоматия предназначена учителям средних школ и всем, кто интересуется историей Отечества.
Работа над хрестоматией выполнена сотрудниками ВНИК «Обеспечение антропологического контекста исторического и филологического образования в средней школе и вузе» лаборатории «Антропология детства» в рамках научной программы «Антропологическое сопровождение реализации региональной модели образования», финансируемой Правительством Ставропольского края
Другие издания Ставропольского педагогического института:
http://www.sspi.ru/?dir=_nau&page=ped_psih
http://www.sspi.ru/?dir=_nau&page=ist_prav
Часть I
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к детству велик не только в мировой исторической науке, но и в смежных областях: педагогике, социологии, этнологии, психологии и др. В 90-е гг. XX в. в отечественной историографии сформировалось самостоятельное направление, ставшее частью антропологической проблематики гуманитарного знания, которое определяется как история детства или антропология детства.
Современная ситуация в российском обществе обозначила целый ряд острых проблем, среди которых особо выделяются проблемы семьи и детства. Дети и в целом детство все чаще и настойчивей включаются в круг забот и интересов государства и общества на рубеже двух тысячелетий.
Внимание к обычной человеческой жизни, частной (или повседневной), не связанной с какими-либо великими событиями, но составляющей, тем не менее, основу существования человечества, чрезвычайно велико, в том числе и интерес к разным возрастам в различном культурном и историческом контексте. В этой связи особый интерес представляет история детства деревенских детей в российском обществе XIX – начала XX века. Эта тема привлекала внимание писателей, художников, мыслителей, общественных деятелей, отражалась в воспоминаниях простых людей. И не удивительно, поскольку детство оказывает колоссальное влияние на сознание взрослого человека, от него во многом зависит общее состояние общества, образ цивилизации. Детство – это важнейший этап жизни человека, который связан с началом социализации, восприятием основ морали и нравственности общества. В условиях господства традиционного уклада жизни большую роль в социализации играют в первую очередь особенности семейного уклада, религиозный и национальный факторы, а также своеобразие природной и социальной среды.
Российскую цивилизацию названного периода с полным основанием можно считать аграрной. Её основу составляло традиционное крестьянское общество с патриархальным укладом и религиозным мировосприятием. В связи с этим представление о детстве и детях правомерно
рассматривать сквозь призму крестьянского традиционного общества, учитывая исторический контекст эпохи и социальные изменения, происходившие в этот период. Условно жизнь российского общества XIX – начала XX века можно разделить на три периода: период крепостного права (1800 – 1861 гг.); отмена крепостного права и «пореформенный период» (1861г.– нач. 80-х гг. XIXв.) и период стабилизации (80-90 гг. XIXв.); период модернизации (начало 90-х гг. XIX в. – начало XX в.), которые связаны не только с экономическими преобразованиями, но и политическими, социокультурными изменениями, коснувшимися, в том числе, сфер повседневности и отношения к детству.
XIX – начало XX века – это период существования в деревне большой патриархальной семьи, главными принципами воспитания в которой оставался принцип почитания старшего. У ребёнка должно было сформироваться представление о необходимости подчинения Богу, го-
сударю, помещику, священнику, старосте, отцу, старшему брату, дяде и т.д. Почитание воспитывалось как методами убеждения, примером личного поведения, опирающегося на вековые традиции, так и с использованием телесных наказаний и запретов различного рода, а индивидуальные желания ребёнка отходили на второй план, уступая место интересом старшего. Такое положение дел оставалось неизменным на протяжении всего рассматриваемого периода.
Если семейное воспитание и его принципы оставались неизменными, то в системе образования в XIX – начале XX века произошли существенные изменения. В частности, уже после «Указа о вольных хлебопашцах» (1803г.) в учебных заведениях появляются дети казаков, казённых крестьян и вольноотпущенников. В 30-40-е гг. получить образование могли разночинцы, в числе которых были выходцы из деревни. Открывались специализированные учебные одногодичные училища, в которых обучались государственные крестьяне (особенно после реформы П.Д. Киселёва). По положению 1803 г. были созданы шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители, а учебные заведения были поделены на четыре ступени: приходские школы одноклассные (при церковных приходах), в которых обучали чтению, письму и закону божьему – для низших слоёв населения; уездные училища (двухклассные) – для горожан, купцов и мещан, губернские (четырёхклассные) гимназии – для дворян; университеты и академии – высшие учебные заведения. В России открылось пять новых университетов, Дерптский (1802), Казанский (1804 г.), Виленский (1804 г.), Харьковский
(1804 г.), Петербургский (1819г.), в связи с этим государство было поделено на шесть учебных округов. Университет должен был не только направлять учебную деятельность своего округа, но и обеспечивать округ кадрами, учебно-методической литературой. В связи с этим с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты. Важнейшим достижением александровской образовательной системы являлась всесословность. Однако уже в 1827 г. был издан указ, запрещавший прием в средние и высшие учебные заведения крепостных крестьян, а с 1828 г. приходские и уездные училища не должны были нацеливать на поступление в гимназии, которые теперь предназначались преимущественно для высшего сословия. Николай I на протяжении своего царствования постепенно сворачивал александровские новшества по двум основным направлениям: восстановление сословности и ограничение самостоятельности университетов. Крепостные крестьяне могли получить образование только в приходской школе.
С отменой крепостного права в ряду реформ особое место заняла реформа образования. В 1864 г. было принято положение о начальных народных училищах. С этого момента получили распространение трёхгодичные сельские школы и крестьянские школы грамотности, которые решали вопросы начального образования. Основные принципы просвещения по-прежнему опирались на теорию официальной народности. Сами же крестьяне воспринимали процесс обучения как передачу знаний, необходимых для решения житейских проблем. Отход от этих позиций рассматривался ими как посягательство на существующий уклад, а значит направленный на разрушение привычного хода жизни. Намеченные в пореформенный период тенденции в отношении «крестьянского образования» продолжали развитие вплоть до Октябрьской революции.
Особенно следует отметить появление с 80-гг. XIX в. в системе образования дидактических и учебно-методических пособий, а также внеклассных и внешкольных мероприятий, инициаторами создания которых, в большинстве случаев, становятся народники. Эти мероприятия стали ответом на возникновение такого явления, как маргинализация, связанного с процессами модернизации экономики и ставшей обратной стороной интеграции выходцев из деревни в городское общество.
Особенно это явление стало ярко проявляться на рубеже XIX – ХХ вв. Трансформация традиционных устоев жизни крестьянского общества, связанная с экономическими преобразованиями 80-90-х гг. XIX в., привела к потере социальной идентичности значительной части крестьянства. В борьбу с этим явлением включалось как государство, так и общественность. При этом забота государства долгое время носила ссловный характер, что отмечалось в законодательных актах. Ответом общества на такое явление стало устройство благотворительных обществ и организаций общественного призрения. В начале ХХ столетия школьный вопрос приобрел особую актуальность. Положение в начальном образовании стало меняться с принятием «Закона о всеобщем образовании», принятом III Государственной думой в 1908 г., который провозглашал всеобщее начальное обучение детей.
Обозначенные вопросы затронуты, в той или иной степени, в материалах хрестоматии. Содержательно они концентрируются вокруг главных тем: детство в семье; воспитание и нормы бытовой жизни; образование деревенских детей: пути реализации и итоги; асоциальные формы жизни и поведения детей (сиротство, бродяжничество, правонарушения); детский труд, отдых и игры.
Одной из особенностей хрестоматии стал отказ авторов-составителей от концентрации внимания только на крестьянских детях, а включение в проблемное поле представителей различных социальных групп детей, проживавших в деревне. На ведущее место вышли попытки реализации сравнительно-сопоставительного подхода в подборе материала для хрестоматии к освещению одного и того же явления. Это позволило сделать интересные наблюдения. В частности, выявить общие и отличительные черты в системе воспитания деревенских детей в исследуемый период, их образования, общения и общебытовых вопросов.
Другая заметная особенность хрестоматии – значительное внимание к вопросам воспитательных и образовательных процессов. Авторы-составители исходили из понимания того, что уровень воспитанности и образованности широких слоёв населения страны является одним из исходных оснований для успеха модернизационных реформ в государстве, степени его развития в целом.
Помимо введения в общий текст хрестоматии сравнительно-сопоставительного материала, авторами-составителями был включён в работу «контрастный материал». Приём контрастного сопоставления даёт возможность понять индивидуальный путь развития каждой отдельной социально-поведенческой системы жизни деревенских детей России XIX– начала XX века.
Особая ценность представляемого издания заключается в самой постановке проблемы, так как это первое в отечественной историографии специальное комплексное представление специфики деревенского детства в России в XIX – начале ХХ столетия. Авторами-составителями предпринята попытка объединенного издания сборника разнохарактерных исторических источников об особенностях жизни детей в российской деревне, а так же привлечение в качестве одного из источников материалов периодической печати Юга России.
Источниковая база хрестоматии достаточно разнообразна по характеру и может быть классифицирована по нескольким группам: архивные материалы, опубликованные законодательные акты, статистические данные, материалы личного происхождения (воспоминания), публицистика, материалы периодической печати, фрагменты из произведений художественной литературы.
Объективное и полное освещение специфики деревенского детства в России в XIX – начале ХХ века стало возможным при комплексном и всестороннем подходе к изучению всех нарративных источников по указанной проблематике, важнейшие из которых – архивные документы. В процессе подбора материалов к хрестоматии особое внимание было
уделено документам из фондов Государственного Архива Ставропольского края: фонд 15 «Ставропольская дирекция училищ», фонд 135 «Ставропольская Духовная консистория», фонд 249 «Главный пристав магометанских и кочующих народов Ставропольской губернии» и др. Указанные фонды включают документы по региональной (Северный Кавказ, Кубань и Ставрополье) истории детства.
Не менее ценными оказались фотодокументы из фондов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве (СГМЗ им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве).
Опубликованные законодательные акты, вошедшие в содержание хрестоматии, изданы в сборниках Свода законов Российской Империи и Полном собрании законов Российской Империи. В настоящее издание включена часть нормативно-правовых актов, регулирующих социально-правовые взаимоотношения родителей и детей различных национальностей и вероисповеданий.
Особое место среди источников, опубликованных в хрестоматии, заняли статистические материалы. К таким в первую очередь следует отнести «Однодневную перепись начальных школ в Империи, произведённую 18 января 1911 г.» в Московском, Санкт-Петербургском, Виленском и Оренбургском учебных округах. Информативная наполняемость указанного документа предполагает возможность проведение компаративного анализа специфики численного состава учебных заведений в различных областях Российской Империи в начале ХХ в.
Не менее ценными в рамках освещения особенностей деревенского детства в России в рассматриваемый период оказались источники личного происхождения: воспоминания современников, детские годы которых имели прямое или опосредованное отношение к российской деревне (российские дворяне – Е.А. Лабзина, А.Д. Галахов, Т.П. Пасек, поэты – Д. Бедный, С.А. Есенин многие другие). В исторической науке роль личности занимает далеко не последнее место. Отечественный философ А.В. Гулыга писал об этом: «История – двуликий Янус, одно его лицо обращено к массовым процессам, другое – к личности», поэтому мемуарная литература изучаемого периода является ценным источником. Воспоминания различных авторов значительно отличаются друг от друга как по степени научной ценности, так и по характеру восприятия собственного детства, проведенного в сельской местности (Российской глубинке).
В отдельную группу источников включены публицистические работы отечественных общественных деятелей. Данный тип источников весьма ярко характеризует отношение представителей педагогического сообщества России (например, К.Д. Ушинского) к проблемам особенностей воспитания детей в сельской местности.
Анализируя публицистическую литературу XIX – начала ХХ в. По исследуемой в хрестоматии проблематике, необходимо указать на однообразность рассматриваемых проблем воспитания, и в то же время на различие, порой противоположность восприятия этих проблем и предлагаемых решений. Данное обстоятельство в рамках исследования воспринималось авторами-составителями как предпосылка к наиболее объективной оценке существующих взглядов в обществе на специфику детского развития в целом.
Достаточно обширную группу источников представляет периодическая печать. Всесторонний анализ специфики российского деревенского детства ХIХ – начала ХХ в. невозможен без анализа становления периодической печати данного периода и той проблематики, которую она выдвигала на повестку дня. В России и за рубежом в исследуемое время, в условиях отсутствия других общедоступных средств массовой информации, периодика являлась, с одной стороны, важнейшим инструментом формирования общественного мнения, а с другой стороны, впитывала в себя идеи и настроения, доминировавшие в коллективном сознании. В
этой связи источниковую базу издания пополнили материалы, опубликованные в периодических изданиях дореволюционного периода: «Вестник Европы», «Педагогический листок. Журнал для воспитателей и народных учителей», «Детский сад. Педагогический журнал для родителей, наставников и воспитательниц», «Сын Отечества», «Вестник благотворительности», «Русь», «Неделя» и другие. Кроме того, в предлагаемое издание привлекались материалы, опубликованные в периодических изданиях Юга России: «Северокавказская газета», «Ставропольские губернские ведомости», «Терские ведомости» и другие.
Крайне ценными в качестве источников оказались художественные произведения, призванные стать весомым дополнением к строго историческим образцам источников по рассматриваемой проблематике.
Проведенный источниковедческий анализ по проблеме деревенского детства в России показал, что интересующие материалы достаточно обширны и разнообразны. Вместе с тем, необходимо отметь крайне низкое число документов, происходящих непосредственно из крестьянской среды (исключения составляют лишь редкие воспоминания крестьян, получивших образование). Источниковой базой этой части хрестоматии послужил общероссийский материал.
Вторая часть хрестоматии основана на региональных источниках, которые позволят представить своеобразие национальных особенностей воспитания горцев, казаков, крестьян и кочевых народов, отразить особенности влияния религии на воспитание, образование и быт, а также учесть специфические черты сословной структуры общества, сложившегося на Северном Кавказе, Кубани и Ставрополье в XIX– начале XX века.
Часть II
ВВЕДЕНИЕ
Данная часть посвящена истории сельских детей в территориальных рамках Северного Кавказа, Кубани и Ставрополья. Значительная часть источников представлена материалами фондов Государственного архива Ставропольского края (ГАСК) и Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве (СГМЗ им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве). Авторы-составители хрестоматии сочли возможным и целесообразным выделить нижеприведенные материалы в самостоятельную часть для того, чтобы региональная специфика была яснее представлена на общероссийском историческом фоне.
Изучение детства с точки зрения исторической антропологии в указанных территориальных рамках Северного Кавказа, Кубани и Ставрополья особенно актуально и представляет несомненный научный интерес в условиях полиэтничности, многоконфессиональности и поликультурности региона. Следует отметить, что тема детства занимала особое место в повседневности русского крестьянства, казачества, горских и кочевых народов, что позволило говорить о детском цикле: особенностях организации и содержания образования и воспитания, обычаях и обрядах, своеобразной культуре детского восприятия действительности, поведения, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками и окружающей природой. Включенные в раздел материалы призваны воспроизвести отражение темы детства в нормативно-правовых актах, традициях, обрядах, бытовой повседневности, воспитании и образовании горских и кочевых народов, а также русскоязычного населения Северного Кавказа, Кубани и Ставрополья ХIХ – начала ХХ века.
Правовой статус сельских детей столь удаленной от центра российской провинции, какой являлась территория Северного Кавказа, Кубани и Ставрополья, в определенной мере получил отражение в законодательных актах Российской империи, фрагменты которых авторы-составители включили в данный раздел хрестоматии.
Особенности регональной истории детства наиболее ярко представляют архивные материалы. В предлагаемую хрестоматию вошли документы фондов Государственного архива Ставропольского края, которые впервые вводятся в научный оборот. Несмотря на недостаточную полноту содержания архивных источников, специфику их оформления и фрагментарность, большой интерес представляют редкие документы, отражающие яркие эпизоды детства в деревенской глубинке.
Интересна подборка фотоматериалов из фондов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, воспроизводящих внешний облик, одежду, знаковые события детей народов Северного Кавказа.
Часть содержит отрывки из работ историков-краеведов XIX – начала XX века. Особый интерес представляют труды И.В. Бентковского и С. Фарфаровского, посвященные истории и этногенезу ногайцев Ставропольской губернии, историко-этнографическому описанию их соседей – горских народов Северного Кавказа, а также сочинения иностранца, состоявшего на службе на Кавказе, Иоанна Бларамберга.
Региональный аспект истории сельских детей получил отражение в периодической печати, а также в художественных произведениях ставропольских литераторов, фрагменты которых включены в хрестоматию.