Дети города: Россия (вторая половина XIX – начало XX века)

Хрестоматия / Ответственный редактор Е.Г. Пономарев. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 228 с.

В хрестоматию включены материалы, отражающие многоаспектный, захватывающий, а нередко драматический, период жизни, имя которому детство. Авторы-составители сосредоточили свое внимание на воссоздании истории городских детей России второй половины XIX – начала ХХ вв. Наряду с опубликованными законодательными актами, художественными произведениями и другими источниками, в ней представлены архивные документы, периодическая печать Ставрополья и Кубани.

Хрестоматия имеет учебно-познавательный характер. Она предназначена для преподавателей вузов, учителей общеобразовательных школ.

Работа над хрестоматией выполнена сотрудниками ВНИК «Антропологические аспекты исторического исследования: история образования, семьи и детства» лаборатории «Антропология детства» в рамках научной программы «Антропологические основы современной теории и практики образования», финансируемой Правительством Ставропольского края

 

Содержание

Предисловие ............................................................................................ 4

Вступительная статья С.Н. Дурылина .................................................... 7

Раздел I. Пора детства. Воспитание в семье ....................................... 21

Раздел II. Обучение и воспитание ........................................................ 88

Раздел III. Детский труд, образы страдания и страхи....................... 170

Раздел IV. Бедность и сиротство ....................................................... 177

Раздел V. Рождаемость и здоровье .................................................... 216

Раздел VI. Детский вопрос в программах политических

организаций и партий России ...................................................... 224

 

Весь текст хрестоматии

 

Другие издания Ставропольского педагогического института:
http://www.sspi.ru/?dir=_nau&page=ped_psih
http://www.sspi.ru/?dir=_nau&page=ist_prav

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая хрестоматия является первой попыткой представить в одном издании антропологический аспект истории городских детей России второй половины XIХ – начала ХХ вв. Данный период отечественной истории вызывает интерес у общественности и привлекает внимание исследователей, поскольку характеризуется модернизационными процессами в России, имевшими свои специфические особенности. Происходили изменения в экономической и духовной сферах общества в целом и каждого его представителя в отдельности. Своеобразно формировались социальные страты, диаметрально противоположно отличающиеся не только своим положением на общественной лестнице, материальным достатком, участием в экономической жизни, но и национально-культурными и религиозными традициями. Принципиальным отличием патриархальной, аграрной, азиатской России от индустриальной европейской ее составляющей, стремящейся к западной цивилизации, являлось разделение между городом и деревней.

Город и городской образ жизни, с его экономическим потенциалом и формирующимся укладом, в середине XIX – начале XX веков олицетворяли Европейскую Россию, ведущую вечный спор с ее азиатскими просторами. Именно этими предпосылками определялся интерес составителей хрестоматии к условиям, интересам, комплексам факторов зарождения новой формации россиян в важнейший период становления личности человека и гражданина, который называется детство. Отсюда происходит название хрестоматии «Дети города» как один из важнейших и определяющих импульсов цивилизационного развития российского общества на изломе социально-экономической формации. В данный период чередовались реформы и контрреформы, относительная либерализация сменялась антилиберальной контрмодернизацией (в современной исторической науке существует мнение о волнообразном развитии России). Наряду с изменениями социальной структуры, отвечающей капиталистическому способу производства, новыми буржуазными принципами реформирования органов местного самоуправления, созданием современной судебной системы, реформой народного образования и другими преобразованиями, сохранялись старые административно-полицейские методы, сословность во всех сферах жизни страны. Такая противоречивость была свойственна развитию российской государственности, состоянию экономики, общества в целом и менталитета его граждан.

Тема детства традиционно занимала особое место в классической литературе, изобразительном искусстве, научных исследованиях, мемуарах и творчестве представителей российской культуры. Во все времена писатели, художники посвящали свои произведения крестьянским детям. В условиях традиционного общества, где преобладающим являлось крестьянство, а соответственно и крестьянские дети, это было закономерно. С переходом России к капитализму и формированием современного общества передовую интеллигенцию начала привлекать тема детства в городской среде. В первую очередь, это не столько проблемы детей, растущих в так называемых «приличных» семьях, сколько внимание к катастрофическому положению детей-сирот, беспризорных, бедняков, подмастерьев и маленьких тружеников городов новой исторической эпохи капитализма. В своих произведениях авторы подробнейшим образом анализировали психологию детей разных возрастов, факторы, влиявшие на формирование личности в семье, в школе, на улице. Именно русская интеллигенция создавала общественное мнение, побуждала государство и власть обращать внимание на сложное, а нередко и бедственное положение городских детей. В законодательстве Российской Империи второй половины ХIХ века нашли отражение проблемы детей города, нуждавшихся в социальной, материальной и правовой поддержке. Детский вопрос как один из острейших привлек внимание и стал составной частью программ политических организаций и партий России второй половины ХIХ – начала ХХ века.

Включенные в хрестоматию материалы должны способствовать воспроизведению, хотя бы в определенной степени, картины детства, представителей различных сословий и социальных групп города. Авторами-составителями использованы различные виды источников: законодательные акты Российской Империи, составлявшие правовую основу государства; нормативно-директивные, делопроизводственные и другие регламентирующие инструкции (государственных учреждений и общественных организаций); материалы фискального, административного и хозяйственного учета, статистика; периодическая печать; источники личного происхождения; программные документы политических партий и организаций. Кроме того, в хрестоматию вошли произведения или их фрагменты из русской классической литературы, фотодокументы Государственного архива Ставропольского края и Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, иллюстрации (репродукции картин известных русских художников и рисунки к конкретным художественным текстам). Новизной данной хрестоматии является то, что наряду с документами, художественными произведениями и другими материалами, изданными в разное время, в нее включены архивные материалы, периодическая печать Ставрополья и Кубани, часть из которых впервые вводится в научный оборот. Посредством комплексного использования источников воссозданы разные аспекты истории городских детей России в хронологических рамках второй половины ХIХ – начала ХХ вв.

Непроизвольно внимание авторов-составителей сосредоточилось на детях низших социальных слоев города, на тех, кого В.Г. Короленко назвал «дети подземелья». Как оказалось, именно они, «униженные и оскорбленные», привлекали особое внимание совестливой российской интеллигенции. Авторам пособия представляется в перспективе, опираясь на документальные, литературные и исторические источники, сосредоточиться на воссоздании и других, не менее интересных образов российского детства: крестьянских детей, и так называемых, «барчуков», которые жили, в совершенно разных мирах на одном историческом, географическом, литературном, социально-экономическом пространстве государства российского.

Хрестоматия построена на основе проблемно-хронологического принципа. Большинство документов и материалов приведены в извлечениях и отрывках, с указанием названий, авторства, краткими справками и пояснениями. Содержание заявленной темы представляют шесть разделов: Раздел I. Пора детства. Воспитание в семье; Раздел II. Обучение и воспитание; Раздел III. Детский труд, образы страдания и страхи; Раздел IV. Бедность и сиротство; Раздел V. Рождаемость и здоровье; Раздел VI. Детский вопрос в программах политических организаций и партий России.

Хрестоматия не претендует на полное освещение данной проблемы, имеет учебно-познавательный характер, фрагментарно освещает сложный и противоречивый период несовершеннолетних, маленьких граждан великой Российской Империи. Она предназначена для преподавателей вузов, учителей общеобразовательных учебных заведений, студентов педагогических вузов, работников внешкольных учреждений и детских библиотек, учащихся школ и всех, кто проявляет интерес к антропологии детства.

Текст хрестоматии составлен авторским коллективом: Е.Г. Пономарев, Т.С. Овчаренко (предисловие); Е.Н. Атарщикова, Н.Г. Глушкова (раздел I); Е.В. Карагодин (разделы II, IV); С.А. Книевский (разделы I, II, IV); Э.Г. Колесникова (разделы II, V); П.Г. Немашкалов (разделы I, II, IV, V); Т.С. Овчаренко (разделы I, II, III, IV, V, VI); К.В. Чевпилова (разделы II, IV).