Конструируя детское. Филология. История. Антропология
![]() |
Конструируя детское. Филология. История. Антропология Коллективная монография Под ред. М.Р. Балиной, В. Г. Безрогова, С. Г. Маслинской, К. А. Маслинского, МюВ. Тендряковой, С.Шеридана — М.; СПб. «Азмут»; «Нестор-История», 2011. Труды семинара "Культура детства: нормы, ценности, практики". Выпуск 9. ISBN - 978-5-98187-864-0 |
Сборник содержит материалы двух международных научных форумов, организованных по программе семинара "Культура детства: нормы, ценности, практики": коллоквиума "Детство и глобализация" (13-17 сентября 2010 года Блумннгтон и Нормал, США) и конференции "ТрансФормирующееся детство: дискурсы и практики" (26 сентября - 2 октября 2011 года, Москва, Санкт-Петербург). В данный выпуск включены статьи и доклады по тeopeтическим проблемам культуры детства и детской литературе XIX — начала XХ веков. Издание предназначено для научных работников, преподавателей вузов, аспирантов и студентов педагогических, филологических, исторических, культурологических специальностей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Литература для детей
В. В. Головин. Первый опыт издания журнала для юношества в России
О. А.Лучкина. «О том, как вредно читать в детстве всякие книги без разбору...»:
отбор книг для детского чтения (1830—1850-е гг.)
М. С.Костюхина. Шитье и рукоделие в нравоучительных нарративах для девиц
М. А.Литовская. Успешная литература для «новых» читателей: «Два капитана»В. Каверина
М. А.Черняк. Дети и детство как социокультурный феномен: опыт прочтения новейшей прозы ХХI века
К.Коутс, Р. С. Трайтс. Теоретические подходы к изучению детской литературы
Ж. М.Олич. Новый взгляд на товарища Крупскую
И. А. Сергиенко (Антипова). «Киплинговский след» в цикле романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттер
Тексты для детей: политики отбора
А. А. Сенькина. Крылов в школьном чтении
Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов. «Все разделилось вокруг на чужое и наше». К вопросуо локальном/глобальном в учебнике начальной школы 1900-х -2000-х гг.
Д. Б.Платт. Научиться жить с Пушкиным. Русский национальный поэт и советская литературная педагогика в 1917—1941 гг.
М. А. Козлова. Будьте здоровы? Образы болезни и здоровья в текстовом и иллюстративном материале учебников литературного чтения для начальной школы
Детское vs. национальное: проблема перевода
М. Р. Балина, С.Шеридан. Проблемы глобализации в детской литературе: к истории вопроса (переводы с французского в ранний советский период)
М.Чень. В поисках точного отражения: игра маджонг, Вторая мировая война и этнические китайцы в мультикультурной литературе для детей и юношества
О. А.Варшавер. Размышления о некоторых культурологических аспектах перевода детской литературы
Образ детства в литературе и кино
Е. Добренко. Комсомольско-студенческая пьеса и таинства соцреалистической инициации
C.Фрицше. «Жила-была Родина»: сказки о Родине в репертуаре восточногерманских фильмов
Д. деГраффенрид. Рисуем детство в Великую отечественную войну: оформление обложки и детские журналы, 1941—1945
С. Н.Майорова-Щеглова. Детство будущего: конструирование образа в произведениях современных писателей-фантастов
Э.Шульц. Желание, дети, долг: гендерная и семейная идеология в классическом голливудском кинематографе
С. Г.Маслинская (Леонтьева). «Жизнь после смерти»: пионеры-герои в современной мультипликации
О. Бухина. Чего может добиться гадкий утенок: психологический портрет сироты в детской литературе XIX-XX вв.
Детство и власть
А. В. Чащухин. «Не чувствуя контроля ни со стороны родителей, ни со стороны школы . . . занимаются озорством и хулиганством». Юношеская преступность в первой половине 1950-х гг.
К. А.Маслинский. Педсовет как дисциплинарная драма (на примере протоколов педсоветов сельской школы 1975—1977 гг.)
М. В. Тендрякова. Детство на «перекрестке» государственных интересов и семейных ценностей: к вопросу о детских жалобах и доносах
Дети в пространстве взрослых
М. П.Чередникова. Гендерные стратегии рассказа современных старшеклассников о себе
Р. Герхарт. Детство в культуре суахили: предварительный обзор
А. А.Ожиганова. Рождение «нового человека»: утопический проект движения за естественные роды
Контексты детства
И. Эпштейн. Детство и глобализация: к теоретическому обоснованию проблемы
Я. Сусина. Возможности глобализации детства путем использования новых технологий
М. П.Чередникова. Мифологизация городского пространства в фольклоре современных подростков
И. В.Кондаков. «В круге третьем»: Детство в закрытом городе
А. С. Одышева. Детский текст и социокультурный контекст: феномен Гарри Поттера
От составителей
В последнее время понятия «детство» и «детское» фигурируют в гуманитарных исследованиях во все более широких и разнообразных контекстах. Определение, обозначающее принадлежность к сфере детского, активно используется как средство конструирования новых объектов и новых границ для исследования. Помимо традиционных уже исследований детской литературы, детского фольклора, детского чтения, стали легитимными исследования истории и культуры детства, детской повседневности, и любых других объектов, которые можно рассматривать в связи с детьми и детством.
Возможно, в некоторых случаях добавление «детского ракурса» - не более, чем дань академической моде, которая мало изменяет сложившиеся в рамках той или иной дисциплины подходы и методы. Впрочем, составители данной книги уверены, что оценить потенциал «детского» как самостоятельного поля для исследований, можно только собирая и сопоставляя работы, привносящие в осмысление детства разные дисциплинарные контексты и методологии.
Настоящий сборник составили работы авторов, представляющих три научных сообщества, каждое со своим дисциплинарным полем, исследовательской традицией и интересами. Первая группа объединена вокруг действующего уже несколько лет семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», организованного в Российском государственном гуманитарном университете. Основной фокус внимания для семинара — исследования детства в широком смысле, охватывающие самые разные механизмы символической репрезентации детского в культуре.
Дисциплинарной базой этих работ чаще всего становится культурология, история, психология. Другой исследовательский коллектив сложился вокруг кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и проводящихся там с 200? г. конференций «Детские чтения». Интересы коллектива выросли из традиционных филологических и фольклористических исследований детской словесности и в последние годы захватывают более широкие предметные и дисциплинарные сферы, включая антропологию и историю. Третья группа авторов — филологи и культурные антропологи из двух университетов Иллинойса, для которых проблематика «детского» стала объединяющим фактором, позволившим обсуждать феномены, относящиеся к разным культурным традициям и исторических периодам, в едином научном пространстве.
Авторы исследований, вошедших в настоящий сборник, стоят на очень разных теоретических позициях, пользуются разным аналитическим инструментарием. Тем не менее, для всех статей сборника можно выделить несколько дисциплинарных векторов, задающих основные направления исследования: это филологические, исторические и антропологические подходы. Поэтому при разделении сборника на разделы мы объединили статьи не по тематике, а по общим подходам к отбору и анализу материала. Внутри каждого раздела мы старались придерживаться хронологического расположения материала. При этом тематический диапазон исследуемых объектов очень широк: от детства у суахили до советской школы, от первого детского отечественного журнала до современных фэнтези, от классических голливудских фильмов до японского аниме.
Значительную часть сборника составили филологические работы, собранные в первых трех разделах. Открывает сборник раздел, озаглавленный «Литература для детей». Его составили академические филологические работы: это сравнительные исследования (И. Сергиенко, М.Черняк), и реконструкции исторического контекста литературного процесса для детей (В. Головин, Ж.Олич), и поиск теоретических подходов к литературному материалу (К.Коатс, Р.Трайтс), и анализ жанровой поэтики (М.Костюхина, М. Литовская).
Во втором разделе «Тексты для детей: политики отбора» собраны исследования, демонстрирующие, что детская книга всегда находится в сфере контроля взрослых. В особенности этот контроль проявляется в текстах, предназначенных для школьного изучения, и в руководстве внеклассным чтением. Проблема отбора пронизывает всю сферу детского чтения, начиная с отбора авторов, чьи произведения допускаются в круг детских книг (А. Сенькина, Платт), самих текстов для чтения (О.Лучкина), до выбора способов представления конкретной темы в текстах, предназначенных для детей (Козлова). Отбор материала, который должен быть освоен и усвоен детьми в процессе обучения, происходит и на языковом уровне (Банникова, Безрогов).
Третий раздел «Детское vs. национальное: проблемы перевода» посвящен обсуждению ситуаций выхода детских текстов за границы национальной культуры. Интересы авторов этого раздела сосредоточены вокруг ответов на вопросы: какие произведения для детей и по какой причине становятся объектами перевода с языка на язык (М. Балина, С.Шеридан), какие социально-исторические причины влияют на формирование культурных стереотипов о чужих национальных культурах (М.Чень), как при создании эстетической продукции для детей взаимодействуют жанровые схемы и приемы создания текстов, выработанные разными национальными культурами (С.Маслинская).
В разделе «Образ детства в литературе и кино» объединены работы, в которых детство представлено в различных жанрах искусства, не обязательно предназначенных для детей. Это политико-идеологические контексты конструирования образа ребенка (Е.Добренко), символизация детства (С.Майорова-Щеглова), использование жанровых схем детских произведений во взрослых политических целях (С.Фрицше), конструирование семейного контекста детства в кинематографе (Э.Шульц) и визуальные стереотипы в оформлении детских изданий (Д. деГраффенрид).
В последующих разделах объединены преимущественно антропологические и культурологические работы. Эту часть книги открывает раздел «Детство и власть». Для авторов этого раздела интересно положение ребенка как неравноправного члена общества, вовлекаемого в отношения власти и оказывающегося в слабой позиции. Объективация ребенка в социальных отношениях, попытка встраивания его во взрослые дисциплинарные практики, связанные с установлением контроля над ребенком – это основная проблематика, статей, составивших этот раздел (М.Тедрякова, К.Маслинский, А.Чащухин).
Авторы работ, объединенных в следующем разделе «Дети в пространстве взрослых», описывают способы включения ребенка в систему социальных отношений: семантизацию родов как момента вхождения ребенка в человеческое сообщество (А.Ожиганова), последовательные этапы социализации ребенка (Р. Герхарт) и то, как сами дети осваивают пространство взрослых (М.Чередникова).
Культурологические эссе, составившие последний раздел «Контексты детства», посвящены проблемам статуса ребенка в современном обществе (И.Кондаков, И. Эпштейн), формам коммуникации детей из разных стран (Я.Сусина) и механизмам создания общей массовой культуры детей и взрослых (А.Одышева).
Собранные в настоящем издании исследования были представлены на двух международных конференциях: «Childhood and Globalization», проходившей в сентябре 2010 года в Illinois Wesleyan University (Bloomington/Normal, Illinois) и «Трансформирующееся детство: дискурсы и практики» (сентябрь 2011) в РГГУ (Москва) и СПбГУКИ (Петербург). Мы выражаем искреннюю признательность фонду Исаака Фанка в университете Иллинойс Везлиен, кафедре иностранных языков и литератур и центру международных программ университета Иллинойс Везлиен, кафедре английского языка Государственного Иллинойского университета, а также Российскому государственному гуманитарному университету за поддержку в проведении конференций.