Конструируя детское. Филология. История. Антропология

 

Конструируя детское. Филология. История. Антропология

Конструируя детское. Филология. История. Антропология 

Коллективная монография

Под ред. М.Р. Балиной, В. Г. Безрогова, С. Г. Маслинской, К. А. Маслинского, МюВ. Тендряковой, С.Шеридана — М.; СПб. «Азмут»; «Нестор-История», 2011.

Труды семинара "Культура детства: нормы, ценности, практики". Выпуск 9.

ISBN - 978-5-98187-864-0

Сборник содержит материалы двух международных научных форумов, организованных по программе семинара "Культура детства: нормы, ценности, практики": коллоквиума "Детство и глобализация" (13-17 сентября 2010 года Блумннгтон и Нормал, США) и конференции "ТрансФормирующееся детство: дискурсы и практики" (26 сентября - 2 октября 2011 года, Москва, Санкт-Петербург). В данный выпуск включены статьи и доклады по тeopeтическим проблемам культуры детства и детской литературе XIX — начала XХ веков. Издание предназначено для научных работников, преподавателей вузов, аспирантов и студентов педагогических, филологических, исторических, культурологических специальностей.

Полный текст сборника

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Литература для детей

В. В. Головин. Первый опыт издания журнала для юношества в России  

О. А.Лучкина. «О том, как вредно читать в детстве всякие книги без разбору...»:

отбор книг для детского чтения (1830—1850-е гг.)

М. С.Костюхина. Шитье и рукоделие в нравоучительных нарративах для девиц

М. А.Литовская. Успешная литература для «новых» читателей: «Два капитана»В. Каверина

М. А.Черняк. Дети и детство как социокультурный феномен: опыт прочтения новейшей прозы ХХI века

К.Коутс, Р. С. Трайтс. Теоретические подходы к изучению детской литературы

Ж. М.Олич. Новый взгляд на товарища Крупскую

И. А. Сергиенко (Антипова). «Киплинговский след» в цикле романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттер

Тексты для детей: политики отбора

А. А. Сенькина. Крылов в школьном чтении

Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов. «Все разделилось вокруг на чужое и наше». К вопросуо локальном/глобальном в учебнике начальной школы 1900-х -2000-х гг.

Д. Б.Платт. Научиться жить с Пушкиным. Русский национальный поэт и советская литературная педагогика в 1917—1941 гг.

М. А. Козлова. Будьте здоровы? Образы болезни и здоровья в текстовом и иллюстративном материале учебников литературного чтения для начальной школы

Детское vs. национальное: проблема перевода

М. Р. Балина, С.Шеридан. Проблемы глобализации в детской литературе: к истории вопроса (переводы с французского в ранний советский период)

М.Чень. В поисках точного отражения: игра маджонг, Вторая мировая война и этнические китайцы в мультикультурной литературе для детей и юношества

О. А.Варшавер. Размышления о некоторых культурологических аспектах перевода детской литературы

Образ детства в литературе и кино

Е. Добренко. Комсомольско-студенческая пьеса и таинства соцреалистической инициации

C.Фрицше. «Жила-была Родина»: сказки о Родине в репертуаре восточногерманских фильмов

Д. деГраффенрид. Рисуем детство в Великую отечественную войну: оформление обложки и детские журналы, 1941—1945

С. Н.Майорова-Щеглова. Детство будущего: конструирование образа в произведениях современных писателей-фантастов

Э.Шульц. Желание, дети, долг: гендерная и семейная идеология в классическом голливудском кинематографе

С. Г.Маслинская (Леонтьева). «Жизнь после смерти»: пионеры-герои в современной мультипликации

О. Бухина. Чего может добиться гадкий утенок: психологический портрет сироты в детской литературе XIX-XX вв.

Детство и власть

А. В. Чащухин. «Не чувствуя контроля ни со стороны родителей, ни со стороны школы . . . занимаются озорством и хулиганством». Юношеская преступность в первой половине 1950-х гг.

К. А.Маслинский. Педсовет как дисциплинарная драма (на примере протоколов педсоветов сельской школы 1975—1977 гг.)

М. В. Тендрякова. Детство на «перекрестке» государственных интересов и семейных ценностей: к вопросу о детских жалобах и доносах

Дети в пространстве взрослых

М. П.Чередникова. Гендерные стратегии рассказа современных старшеклассников о себе

Р. Герхарт. Детство в культуре суахили: предварительный обзор

А. А.Ожиганова. Рождение «нового человека»: утопический проект движения за естественные роды

Контексты детства

И. Эпштейн. Детство и глобализация: к теоретическому обоснованию проблемы

Я. Сусина. Возможности глобализации детства путем использования новых технологий

М. П.Чередникова. Мифологизация городского пространства в фольклоре современных подростков

И. В.Кондаков. «В круге третьем»: Детство в закрытом городе

А. С. Одышева. Детский текст и социокультурный контекст: феномен Гарри Поттера

 

От составителей

В последнее время понятия «детство» и «детское» фигурируют в гуманитарных исследованиях во все более широких и разнообразных контекстах. Определение, обозначающее принадлежность к сфере детского, активно используется как средство конструирования новых объектов и новых границ для исследования. Помимо традиционных уже исследований детской литературы, детского фольклора, детского чтения, стали легитимными исследования истории и культуры детства, детской повседневности, и любых других объектов, которые можно рассматривать в связи с детьми и детством.

Возможно, в некоторых случаях добавление «детского ракурса» - не более, чем дань академической моде, которая мало изменяет сложившиеся в рамках той или иной дисциплины подходы и методы. Впрочем, составители данной книги уверены, что оценить потенциал «детского» как самостоятельного поля для исследований, можно только собирая и сопоставляя работы, привносящие в осмысление детства разные дисциплинарные контексты и методологии.

Настоящий сборник составили работы авторов, представляющих три научных сообщества, каждое со своим дисциплинарным полем, исследовательской традицией и интересами. Первая группа объединена вокруг действующего уже несколько лет семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», организованного в Российском государственном гуманитарном университете. Основной фокус внимания для семинара — исследования детства в широком смысле, охватывающие самые разные механизмы символической репрезентации детского в культуре.

Дисциплинарной базой этих работ чаще всего становится культурология, история, психология. Другой исследовательский коллектив сложился вокруг кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и проводящихся там с 200? г. конференций «Детские чтения». Интересы коллектива выросли из традиционных филологических и фольклористических исследований детской словесности и в последние годы захватывают более широкие предметные и дисциплинарные сферы, включая антропологию и историю. Третья группа авторов — филологи и культурные антропологи из двух университетов Иллинойса, для которых проблематика «детского» стала объединяющим фактором, позволившим обсуждать феномены, относящиеся к разным культурным традициям и исторических периодам, в едином научном пространстве.

Авторы исследований, вошедших в настоящий сборник, стоят на очень разных теоретических позициях, пользуются разным аналитическим инструментарием. Тем не менее, для всех статей сборника можно выделить несколько дисциплинарных векторов, задающих основные направления исследования: это филологические, исторические и антропологические подходы. Поэтому при разделении сборника на разделы мы объединили статьи не по тематике, а по общим подходам к отбору и анализу материала. Внутри каждого раздела мы старались придерживаться хронологического расположения материала. При этом тематический диапазон исследуемых объектов очень широк: от детства у суахили до советской школы, от первого детского отечественного журнала до современных фэнтези, от классических голливудских фильмов до японского аниме.

Значительную часть сборника составили филологические работы, собранные в первых трех разделах. Открывает сборник раздел, озаглавленный «Литература для детей». Его составили академические филологические работы: это сравнительные исследования (И. Сергиенко, М.Черняк), и реконструкции исторического контекста литературного процесса для детей (В. Головин, Ж.Олич), и поиск теоретических подходов к литературному материалу (К.Коатс, Р.Трайтс), и анализ жанровой поэтики (М.Костюхина, М. Литовская).

Во втором разделе «Тексты для детей: политики отбора» собраны исследования, демонстрирующие, что детская книга всегда находится в сфере контроля взрослых. В особенности этот контроль проявляется в текстах, предназначенных для школьного изучения, и в руководстве внеклассным чтением. Проблема отбора пронизывает всю сферу детского чтения, начиная с отбора авторов, чьи произведения допускаются в круг детских книг (А. Сенькина, Платт), самих текстов для чтения (О.Лучкина), до выбора способов представления конкретной темы в текстах, предназначенных для детей (Козлова). Отбор материала, который должен быть освоен и усвоен детьми в процессе обучения, происходит и на языковом уровне (Банникова, Безрогов).

Третий раздел «Детское vs. национальное: проблемы перевода» посвящен обсуждению ситуаций выхода детских текстов за границы национальной культуры. Интересы авторов этого раздела сосредоточены вокруг ответов на вопросы: какие произведения для детей и по какой причине становятся объектами перевода с языка на язык (М. Балина, С.Шеридан), какие социально-исторические причины влияют на формирование культурных стереотипов о чужих национальных культурах (М.Чень), как при создании эстетической продукции для детей взаимодействуют жанровые схемы и приемы создания текстов, выработанные разными национальными культурами (С.Маслинская).

В разделе «Образ детства в литературе и кино» объединены работы, в которых детство представлено в различных жанрах искусства, не обязательно предназначенных для детей. Это политико-идеологические контексты конструирования образа ребенка (Е.Добренко), символизация детства (С.Майорова-Щеглова), использование жанровых схем детских произведений во взрослых политических целях (С.Фрицше), конструирование семейного контекста детства в кинематографе (Э.Шульц) и визуальные стереотипы в оформлении детских изданий (Д. деГраффенрид).

В последующих разделах объединены преимущественно антропологические и культурологические работы. Эту часть книги открывает раздел «Детство и власть». Для авторов этого раздела интересно положение ребенка как неравноправного члена общества, вовлекаемого в отношения власти и оказывающегося в слабой позиции. Объективация ребенка в социальных отношениях, попытка встраивания его во взрослые дисциплинарные практики, связанные с установлением контроля над ребенком – это основная проблематика, статей, составивших этот раздел (М.Тедрякова, К.Маслинский, А.Чащухин).

Авторы работ, объединенных в следующем разделе «Дети в пространстве взрослых», описывают способы включения ребенка в систему социальных отношений: семантизацию родов как момента вхождения ребенка в человеческое сообщество (А.Ожиганова), последовательные этапы социализации ребенка (Р. Герхарт) и то, как сами дети осваивают пространство взрослых (М.Чередникова).

Культурологические эссе, составившие последний раздел «Контексты детства», посвящены проблемам статуса ребенка в современном обществе (И.Кондаков, И. Эпштейн), формам коммуникации детей из разных стран (Я.Сусина) и механизмам создания общей массовой культуры детей и взрослых (А.Одышева).

Собранные в настоящем издании исследования были представлены на двух международных конференциях: «Childhood and Globalization», проходившей в сентябре 2010 года в Illinois Wesleyan University (Bloomington/Normal, Illinois) и «Трансформирующееся детство: дискурсы и практики» (сентябрь 2011) в РГГУ (Москва) и СПбГУКИ (Петербург). Мы выражаем искреннюю признательность фонду Исаака Фанка в университете Иллинойс Везлиен, кафедре иностранных языков и литератур и центру международных программ университета Иллинойс Везлиен, кафедре английского языка Государственного Иллинойского университета, а также Российскому государственному гуманитарному университету за поддержку в проведении конференций.

Полный текст сборника