Культура детства в СССР 1980х гг. (по материалам автобиографических нарративов)
Автор: Касаткина Наталья Николаевна
В последние 20-30 лет в отечественной науке, да и в обществе, наблюдается устойчивый интерес к теме детства. На Западе он возник несколькими десятилетиями ранее. Это объясняется несколькими причинами. В СССР проблема детства была недостаточно разработана в силу ряда идеологических факторов (например, из-за насаживаемой сверху аксиомы о «счастливом советском детстве», травли таких наук как педология и социология). Первые постсоветские 10-15 лет наблюдался перекос в другую сторону: изучалась ранее закрытая информация, например, про лагерное, кулацкое детство и т.д.. Следует отметить и то, что внимание ученых, как отечественных, так и зарубежных, было сфокусировано на изучении социальных институтов: большое внимание уделялось формальному образованию в ущерб внутрисемейным и дружеским отношениям, повседневной жизни детей.
В нашей работе мы изучаем «нормальное» обычное детство, прошедшее вне явных экстремальных или особенных условий, без вроде бы серьезных отклонений в физическом и психическом здоровье. Именно такому детству, на наш взгляд, уделено в исследовательской литературе недостаточно внимания.
Понимание культуры детства, подчеркнем, делает полнее понимание культуры в целом, т.к. детский мир является, отчасти, моделью мира взрослого.
Известно, что ценности, контекст и опыт детства влияет на всю последующую жизнь людей. Поэтому тема нашей работы актуальна еще и по той причине, что на период 1980х – начала 1990х годов пришлось становление поколения, которое сейчас находится в активной фазе жизни. Оно занимает сегодня большую нишу в структуре российского общества (напомним, что в начале 1980х годов наблюдался отечественный беби-бум), и имеет большую долю среди трудоспособного населения (приблизительно они составляют 25% от населения Москвы в возрасте от 20 до 59 лет ).
По детству последних десятилетий довольно мало источников, во многом это связано с тем, что для людей моложе 40 лет написание мемуаров, как правило, не актуально. В силу этого наша работа будет полезна введением в научный оборот дополнительных источников по этому времени.
Объект исследования: детская культура в СССР в 80х гг. ХХ века.
Предмет исследования: автобиографические нарративы о детстве как источник по изучению детской культуры.
Цель исследования:
На основе воспоминаний людей, рожденных в 1970-1982 гг.:
Изучить особенности детства обозначенного поколения как этапа в его биографии; определить, каким воспринимался мир взрослых, каков был культурно-социальный контекст детства, материальная культура.
Реконструировать субкультуру детей указанного периода времени, описать повседневные практики, игры, формы и стили общения.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные определения феномена детства, подходы к изучению культуры детства и к изучению биографических нарративов; рассмотреть возможности использования понятия «поколение».
На основе имеющихся нарративов и с учетом темы работы разработать, апробировать и применить методику сбора устных биографических нарративов о детстве.
Выявить особенности собранных устных рассказов о детстве, а также опубликованных интервью, рассмотреть их стилевые и жанровые особенности; изучить стратегии меморизации респондентов.
Проанализировать тексты о детстве во временном и пространственных аспектах. Определить в этих координатах «модели» детства 80х годов в СССР, присутствующие в памяти респондентов.
Описать субкультуру детства в рассматриваемый период в области повседневных практик, культурных ценностей и стилей общения детей между собой и между взрослыми и детьми.
Хронологические рамки исследования и география.
Мы изучаем детство в СССР 1980х годов. При этом мы берем эти годы не в строго хронологическом смысле, а как определенный этап в истории нашей страны, длившийся с начала 80х, а именно с завершения «застойной» эпохи Л.И.Брежнева (1982 год), включавший в себя время правления Ю.В.Андропова и К.У.Черненко, и, конечно, перестроечное время М.С.Горбачева, и завершившийся в начале девяностых с развалом Советского Союза (1991-1993). Поэтому респондентами выступали люди, родившиеся с 1970 и по 1982 годы, которые вступили в указанный период в возрасте соответственно от 0 до 10 лет и подошли к его концу, когда им было 9-21 год.
Это десятилетие отличалось амбивалентностью из-за присутствия типичных советских культурных реалий с одновременным нарастанием сопротивления им и появления антагонистичных прошлым ценностей, а также сильному и резкому изменению материальной культуры. Все эти изменения коснулась и детского мира. Мы хотели изучить подробнее, как.
Важным является тот факт, что в лейтмотивных интервью представлен взгляд на детство 1980х из ситуации 2010х (интервью были собраны по большей части в 2013 году (помимо наших собственных интервью мы использовали транскрибированные тексты Интервью из личного архива В.Г.Безрогова, взятых в 2001-2004 гг.).
Все отбираемые для нашей работы респонденты по условиям исследования должны были провести детство (или большую его часть) в Москве, т.к. ситуация мегаполиса создает особые средовые условия в пространственном и ментальном смыслах.
Характеристика источников
Изучать детство 1980х в СССР мы решили на материале устных рассказов людей, проживших первые годы своей жизни в Москве. Нарративы были получены нами в ходе глубинных интервью, проведенных в 2013 году - всего двадцать нарративов. Нами были опрошены 8 мужчин и 12 женщин, т.к. нам было важно учесть гендерные различия в меморизации детской повседневности.
Респондентов можно условно отнести к среднему классу: все имеют высшее образование, средний доход и заняты преимущественно интеллектуальным трудом. Однако происхождение участников могло быть очень разным: среди них есть дети как дипломатов, так и военных, как дети учителей, так и дети рабочих. Эти факторы необходимо было учитывать при анализе текстов.
Работа с нарративами о детстве предполагает хорошее понимание функционирования автобиографической памяти: рассказы о своей жизни существуют как конструкты, поддерживающие Я-концепцию личности и сильно зависят от текущего статуса и качества жизни человека. На них также оказывают сильное влияние культурные стереотипы и представления о содержании детства и способах его представления.
С другой стороны, рассказы о детстве обладают богатыми возможностями изучать детство изнутри, чего не могут предоставить многие другие источники. С их помощью мы можем, рискнем сказать, заглянуть в душу бывшего ребенка (а может, и теперешнего взрослого…), понять, что его действительно волновало, интересовало, пугало, расстраивало, вдохновляло.
В качестве дополнительных источников нами привлекались транскрибированные тексты глубинных интервью о детстве, анкеты почтового опроса «В поисках уходящего детства», сочинения о детстве, хранящиеся в личном архиве В.Г. Безрогова (19 текстов в печатном и 13 в электронном виде). Также мы использовали материал воспоминаний, опубликованный в сборнике «Городок в табакерке Детство в России от Николая II до Бориса Ельцина (1890-1990)» и в альбоме «Мир детства как мир памяти. Московское детство: память поколений».
Интересным дополнительным ресурсом для нас был сайт Энциклопедия нашего детства http://e-n-d.ru/, а также «Рождённые в СССР» (англ. Age 7 in the USSR, 14 Up Born in the USSR, Born in the USSR: 21 Up, Born in the USSR: 28 Up) — английский документальный сериал Сергея Мирошниченко.
Обзор литературы
Детство – предмет широкого междисциплинарного изучения, этим объясняется появление таких направлений как социология детства, антропология (этнография) детства, история детства, «детская повседневность» и т.д. В области истории детства ключевыми считаются труды Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» (1960), Н. Постмана «Исчезновение детства» (1988), изучавших появление и развитие феномена детства как социального конструкта. Историю детства в психологическом ключе рассматривает американский ученый Л. Демоз, обозначая ее как смену разных стилей воспитания.
Большой вклад в изучение культуры детства внесли антропологи. В частности, они обогатили данную исследовательскую область своей методологией: М. Мид с помощью включенного наблюдения, бесед и фотографии сумела подробно изучить жизнь традиционных племен, сделать выводы относительно социализации и инкультурации детей. Она сформулировала гипотезу о трех типах культуры (постфигуративной, кофигуративной и префигуративной). Рут Бенедикт разработала дистанционный метод изучения культуры и анализа ее базисов. В реконструкции детской повседневности нам помогли работы Г.С. Виноградова, Н.И. Заглады, изучавших народную педагогику и детский фольклор, а также труды С.М. Лойтер, М.В. Осориной, В.Ф. Лурье, А.Ф. Белоусова, Л.В. Карасева.