Игровые миры: от Homo Ludens до геймера

обложка

М.В. Тендрякова

«Игровые миры: от Homo Ludens до геймера»

М.-СПб.: Издательство «Нестор-История», 2015. – 224 с., ил. ISBN 978-5-4469-0447-1


Игра – неизменный спутник истории жизни человека и истории человечества. Нет в мире человека, который никогда бы ни играл. Детство проходит. Одни игры сменяются другими, но человек не прекращает играть, развеивая в прах любые рациональные объяснения игр.

Преодолевая все гонения, реформы и превратности моды, игры проходят сквозь тысячелетия истории человечества. Человек играет в счастливые минуты и на грани жизни и смерти, играет на свадьбах, праздниках и на поминальных тризнах, играет вопреки строжайшим запретам, рискуя жизнью, играет в сулящих все блага мира игорных домах и в тюремных камерах. Глядя на игры в историко-культурной перспективе, начинаешь понимать, что это никак  не досужая прихоть в часы отдыха, а неотъемлемая часть социокультурной системы.

В чем же значение игры для человека? Какой механизм развития культуры стоит за многообразием игровых миров? Каковы основные механизмы конструирования игровой реальности?

Круг этих вопросов очерчивает основные исследовательские интересы автора и оборачивается «собранием пестрых глав» предлагаемой книги.

Автор обращается к самому широкому кругу игр: от архаичных игрищ, игр-гаданий и состязаний - до самых новомодных компьютерных игр. Многие сегодняшние игры хранят в себе следы прошлых эпох и ушедших из жизни магико-религиозных практик, в них можно разглядеть пласты архаичного миропонимания и разные жизненные стратегии, выбираемые человеком.

Сквозь призму игры и происходящих с играми трансформаций,- моду на одни, забвение других, гонения на них со стороны властей – можно отследить происходящие в обществе процессы. Как социологический «сейсмограф» игра позволяет улавливать малейшие колебания, предшествующие подвижкам социальных основ.

При исследовании современных компьютерных игр во весь рост поднимается  проблема влияния виртуального опыта и игровых алгоритмов на поведение игрока. Чем может обернуться привычка жить, действовать и принимать решения в  игровых виртуальных мирах, где всё подчиняется логике, где не бывает непоправимых ошибок, где есть неограниченное колличество попыток и где всегда всё можно начать заново?

В начале XXI в. игра не просто проникает во все сферы жизни - в учебу, в экономику и бизнес, создает многомиллионные игровые сообщества и виртуальные игровые модели реальности, - но и перерастает в глобальную цивилизационную стратегию. Постиндустриальный мир становится играющей цивилизацией. Чтобы понять наше сегодня и заглянуть в завтра, надо внимательно исследовать игры, в которые играют люди.

Книга расчитана на самый широкий круг читателей.

 

 

 

2 3
4 5
6 7
8