«Начало учения детем…» Роль книги для начального обучения в истории, образовании и культуре

 


«Начало учения детем…» Роль книги для начального обучения в истории, образовании и культур

Сборник материалов Международной научной конференции (8-12 октября 2014 года)

Сост. В.Г. Безрогов, Т.С. Макарова

466 стр., обл., 2014 г.

ISBN 978-5-88373-433-4 

В очередном выпуске трудов Семинара «Культура детства...» помещены статьи участников Международной научной конференции «“Начало учения дѣтемъ”: роль книги для начального обучения в истории образования и куль- туры» (Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Москва, 8–12 октября 2014 г.).

Предназначен для историков образования и книжной культуры, вузовских преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных специальностей. 

Полный текст сборника

 

Срдержвние

Стабильный, изменчивый, историчный (В.Г. Безрогов, Т.С. Маркарова) ................................................................................................... 5

 Явленная в знаке мудрость и тайна: учебники Древнего мира и Средних веков

Томашевич О.В. Учебник: первые опыты (на древнеегипетском материале) ................................................................................................  11

Ганина Н.А. «Алкуинова рукопись» в контексте филологического образования эпохи Каролингов .......................................................... 28

Петрова М.С. Тексты античных поэтов в «учебниках» раннего Средневековья (на примере «De arte metrica» Беды Досточтимого) .... 60

Ненарокова М.Р. «Англосаксонские беседы» Эльфрика Баты: к вопросу о начальном образовании у англосаксов (X–XI вв.) ....... 82

Савельева М.Ю. Позднеготические фигурные алфавиты в качестве азбук .......................................................................................... 99

Заря индустриального общества: учебники на рубеже XIX и XX веков 

Ефимова Е.А. Игрушки и игры в азбуках и букварях начала XX века ................................................................................................. 121

Черказьянова И.В. Учебники для немецкой сельской школы последней трети XIX – начала XX в. ................................................. 186

Зубарева В.С. Ребятам о зверятах: животные в азбуках и букварях первой трети XX века ................................................................... 210

Лярский А.Б. «Вот я! Зачем звал?»: смерть в букварях и книгах для начального чтения в России конца XIX – начала ХХ в. ............ 231

Никитченков А.Ю. Фольклор в российских букварях, азбуках и книгах для чтения на рубеже XIX–XX вв. ...................................... 254

Учебники тоталитарной школы

Рожков А.Ю. Иммунизация «советскости»: северокавказский букварь как транслятор идеологии (1927–1932 гг.) .......................... 277

Маслинская С.Г. Сборник изложений в начальной школе как палимпсест ............................................................................................ 308

Хайнце Кр., Хайнце К. Педагогическая концептуализация понятия «народное единство» в букварях эпохи национал-социализма на примере изображения Адольфа Гитлера (перспективы методики изучения) .................................................................... 324

Штюрмер В. Буквари Восточной Германии (1945–1990): исторический контекст среди критериев анализа содержания школьных учебников ...................................................................................... 343

Учебники посттоталитарного мира

Козлова М.А. «Диалог культур» в монологе доминирующей группы: образы этнических меньшинств в советских и пост-советских учебниках ............................................................................ 365

Илюха О.П., Шикалов Ю.Г. Образы Карелии и Финляндии в книгах-путешествиях для детей начала XXI века: опыт параллельного прочтения .............................................................................. 391

Методы и методологии исследования учебной книги

Маамуд Ангуло К. Контексты, репрезентативность и текстовые единицы: три методологических подхода в исследовании учебных пособий в Испании .............................................................................. 419

Хайнце К. От систематизации знаний к педагогизации. Дискурсно-аналитические подходы и инновационно-теоретические перспективы  .......................................................................................... 447

Сведения об авторах ..................................................................... 464

Полный текст сборника