«В России надо жить по книге» Начальное обучение чтению и письму: становление учебной книги в XVI – XIX вв.
«В России надо жить по книге» Начальное обучение чтению и письму: становление учебной книги в XVI – XIX вв. Сборник научных статей и материалов Сост. В.Г. Безрогов, М.В. Тендрякова 611 стр., обл., 2015 г. ISBN 978-5-88451-332-7
|
Книга показывает развитие в России начальных учебников для овладения навыками чтения письменного текста. охвачен период от первых печатных руководств до пособий К.Д. Ушинского как образцов общенационального учебника. Наряду с исследовательскими статьями включен ряд библиографических указателей, раскрывающих богатейшее историческое наследие учебного книгоиздания на кириллической основе. Предназначена для учителей, системы высшего профессионального педагогического образования и научных работников, разрабатывающих различные вопросы истории начального обучения и воспитания.
Работа над книгой поддержана грантом РгнФ 13-06-00149а.
Содержание
Предисловие ......................................................... 5
Статьи
Опарина Т.А. Глава о крестном знамении в составе «науки ку читаню и розуменю писма словенского» Лаврентия и стефана зизаниев (вильно 1596) ................................................. 10
Кошелева О.Е. «Алфавитицы дидаскала» и формирование учебной книги в рукописной традиции второй половины XVIIв. .................... 30
Рамазанова Д.Н. Рукописная и печатная книга в учебной практике славяно-греко-латинскойакадемиивконцеXVIIв. .................. 42
Аверьянова Л.Н., Безрогов В.Г. Букварь Фёдора Поликарпова 1701 г. из собрания научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского: медленное рассматривание и чтение в контексте рубежа веков . . . . . . . . . 53
Брагоне М.К. Традиционное воспитание и новый этикет для молодежи Петровской эпохи, читающей «Юности честное зерцало» . . . . . . . . . . . . . 68
Шустова Ю.Э. Букварь и грамматика (Львов, 1754): проблемы атрибуции и библиографии ................................................ 76
Ромашина Е.Ю., Безрогов В.Г. «Новый российский букварь с краткими нравоучениями и повестями» (1775–1785 гг.): опыт историко-педагогического детектива…………………………. 87
Маркер Г. между Просвещением и православием: букварь митрополита Платона (Левшина) и становление светского русского языка в конце XVIIIв. ............................................... 109
Сидорова О.Г. У истоков отечественной традиции обучения английскому языку:пособия В.С. Кряжева .................................... 125
Орлевич И.В., Шустова Ю.Э. «Рука дамаскина» как учебное пособие для Львовской ставропигийской школы ........................... 137
Безрогов В.Г., Тендрякова М.В. «детский мир» К.Д. Ушинского и «книга для чтения» И.И. Паульсона: спор между гидом и наставником . . . . . . . . . . 148
Лескинен М.В. Изображение великорусов в учебной и научно-популярной географической литературе второй половины XIX в.: физический тип и характер ................................................ 170
Немировский Е.Л., Шустова Ю.Э. Кириллические азбуки и буквари XVI-XVIIIвв.:библиографический свод изданий ................... 185
Шицкова Л.Б., Земцова Н.А. Азбуки, буквари, прописи гражданской печати, изданные в XVIIIв.(библиографический указатель) ................ 338
Фрыс В.Я. греко-католические катехизисы ХІХ в., изданные в Украине для обучения детей ............................................ 350
Михайлов В.Т. Оригинальная учебная книга на марийском языке для начальной школы (1775г.–началоXXIв.)......................... 366
Аверьянова Л.Н., Ильина Е.Г., Кабашева О.В. Золотая корзинка, полная азбук, букварей и книг для начального чтения за весь XIX век: библиографический свод изданий (1800–1899) ..................... 413
Аверьянова Л.Н. Итоги развития книги для начального обучения грамоте: заметки к своду по XIXвеку .................................... 583
Послесловие (БезроговВ.Г.) .......................................... 609