Учебники детства: Из истории школьных книг VII-XXI в.
![]() |
Учебники детства: Из истории школьных книг VII-XXI в. Коллективная монография Сост. Н.Б. Баранникова, В.Г. Безрогов, Г.В. Макаревич. — М.: РГГУ, 2013. –407 с. Труды семинара "Культура детства: нормы, ценности, практики". Выпуск 13. ISBN - 978-5-7281-1346-1 |
Сборник представляет собой третью часть материалов международной научной конференции "История детства как предмет исследования: наследие Ф. Арьеса в Европе и России", проходившей в РГГУ 1-2 октября 2009 г. В данный выпуск вошли переработанные доклады, сделанные на заседаниях секций и посвященные истории учебных книг в жизни детей. Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных университетов и педагогических институтов.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Идеальный ребенок на страницах школьных учебных книг.
А.А. Закурдаев. Ценностные ориентиры в учебниках для начальной школы в Старом Китае.
М.Л. Корзо. О конфессиональном «облике» польских букварей XVI-XVII вв.
Ю.Э. Шустова. Слова «Приветствий» в московских изданиях Букварей 60-х годов XVII в.
Л.В. Мошкова. Букварь Кариона Истомина 1694 г. как «шедевр» автора.
Т.И. Шукшина. Учебники Н.П. Барсова для мокшанских школ: история и судьба.
Г.В. Кондратьева. Педагогические идеи букваря Д.И. и Е.Н. Тихомировых.
А. Арко. Грифель и перо, воспитанность и аккуратность: инструменты письма в словенских учебниках для начальной школы 1852-1946 гг.
Д.М. Галиуллина, А.Л. Сальникова. Татарские буквари для детей и для взрослых первой половины - середины 1920-х годов.
Н.Б. Баранникова, Г.В. Макаревич. Буквари В.П. Вахтерова на переломе педагогических эпох.
Е.Е. Седова, Ю.Ю. Тереня. Учебники для начальных классов как средство национального воспитания в Русском зарубежье «первой волны».
Г.В. Макаревич, В.Г. Безрогов. Букварная сложность: образы детей в школьном учебнике 1930-х годов.
Е.Р. Пономарев. «Основатель русской литературы» М.В. Ломоносов и литература XVIII века в советской школе.
К. Келли. «С чего начинается малая родина?» Родной город в учебном процессе советской и постсоветской начальной школы: конструирование социальной оптики.
О.П. Илюха. Конструирование полиэтничного образа Карелии: «детали для сборки» в учебных изданиях для младших школьников 1960-2010 гг.
М.Л. Козлова. Конфликт экономических и проэкологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян.
А.Ю. Никитченков. Произведения устного народного творчества в учебниках и программах начальной школы советского периода.
М.В. Полякова. «Рождение зрителя». Ребенок и изобразительное искусство в школьных учебниках русского языка и словесности (1970-2005).
Н.Б. Баранникова, В.Г. Безрогов. Компаративная букваристика: контуры исследования.
Н.А. Федченко. Не один дома. Образ семьи в российских учебниках по чтению: 2000-е годы.
О.В. Кабашева. Исследования зарубежных букварей и книг для чтения: библиографический указатель.