«Гуляй там, где все»: История советского детства: опыт и перспективы исследования
![]() |
«Гуляй там, где все»: История советского детства: опыт и перспективы исследования Коллективная монография Сост.: В.Г. Безрогов, М.В. Тендрякова; Редкол.: М.Р. Балина, В.Г. Безрогов, К. Келли, А.А. Котомина и др. — М.: РГГУ, 2013. –442 с. Труды семинара "Культура детства: нормы, ценности, практики". Выпуск 14. ISBN - 978-5-7281-1346-1 |
Сборник представляет собой четвертую и заключительную часть материалов международной научной конференции «История детства как предмет исследования: наследие Ф. Арьеса в Европе и России», проходившей в РГГУ 1-2 октября 2009 г. В данный выпуск попали отобранные и переработанные доклады, сделанные на заседаниях секций, посвященных истории детства в советской и постсоветской России.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Октябрятами прошедшись по коврам: советское наследие и наследство детства.
Советское детство на сцене и в зале: общий портрет эпохи.
М Mид, E. Талас. Идеалы воспитания детей в послереволюционном обществе: Советская Россия.
Э. Кристофович-Зеленски. «Давно еще в Павловском парке»: скаутское движение как фактор этнической самоидентификации русских: 1920-1991 гг.
М В. Ромашова. Проблемы изучения анимации в контексте российской истории детства.
Шкидетство: 1920-1930-е.
И.В. Кондаков. «Сила случая»: Авантюрно-приключенческие жанры в литературной культуре детства.
Ю.Т. Салова. Семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста в Советской России в 1920-е годы.
П.Л. Калмыков. По следу ленинского детского валенка: к вопросу об истории образа Ленина-ребенка.
С.Г. Леонтьева. «Дети раньше и теперь» в пионерской книге 1920-х годов.
М.Р. Балина. «Все флаги в гости будут к нам»: эволюция образа ребенка-иностранца в советской детской литературе 1920-1930-х годов.
И.Н. Арзамасцева. «Чудовище, сбрей свою бороду»: Карабас Барабас в сказке А.Н. Толстого и в жизни.
А.А. Сальникова. О детском «прочтении» советской елочной игрушки как визуального текста.
А.Р. Баранова. «Нянькаться будем?»: мемориальные образы советского детства 1930-1950-х годов.
А. Типпнер. «Потерянный рай, обретенный рай»: модели детского самоуправления у Януша Корчака и Антона Семеновича Макаренко.
Занавес, стена и кукольный театр: 1940-1980-е.
И.В. Реброва. В кругу «своих», «чужих» и «других»: анализ устных воспоминаний детей о войне 1941-1945 гг.
А.Ю. Рожков. «Маленькие истории» большой войны: воспоминания об «оккупированном детстве» в школьных сочинениях 1945 г.
Л.В. Коновалова. Инсценированная радость и воспитание «весельем» (праздник Нового года для школьников, 1950-1960-е годы).
Е.А. Ефимова. Приглашения в игру: билеты на праздник «Неделя игры и игрушки» в фондах Музея истории детского движения Московского городского дворца детского (юношеского) творчества.
Ю.В. Градскова. Советский детский сад и «управление» детством в 1970-1980-х годах: педагогическое знание и нормативы заботы.
О.М. Розенблюм. «Упраздненный театр» Булата Окуджавы: детство «слепого поколения».
А.В. Мудрик. Лики отечественной педагогики советского периода (заметки дилетанта).
Дети и детство сегодня: 1990-2000-е.
М.В. Тендрякова. «Страшилки» и «нелепицы» в свете нравственного развития ребенка.
А.С. Обухов. Образ «своего» и «чужого» мира у детей и подростков современных традиционных культур России.
О.М. Мяэотс. Детские книги о советском прошлом.
Л. Рудова. Новые литературные герои нового детства (по страницам детских детективов).