«Гуляй там, где все»: История советского детства: опыт и перспективы исследования


«Гуляй там, где все»: История советского детства: опыт и перспективы исследования

Коллективная монография

Сост.: В.Г. Безрогов, М.В. Тендрякова;

Редкол.: М.Р. Балина, В.Г. Безрогов, К. Келли, А.А. Котомина и др. — М.: РГГУ, 2013. –442 с.

Труды семинара "Культура детства: нормы, ценности, практики". Выпуск 14.

ISBN - 978-5-7281-1346-1

Сборник представляет собой четвертую и заключительную часть материалов международной научной конференции «История детства как предмет исследования: наследие Ф. Арьеса в Европе и России», проходившей в РГГУ 1-2 октября 2009 г. В данный выпуск попали отобранные и переработанные доклады, сделанные на заседаниях секций, посвященных истории детства в советской и постсоветской России.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Октябрятами прошедшись по коврам: советское наследие и наследство детства.

Советское детство на сцене и в зале: общий портрет эпохи.

М Mид, E. Талас. Идеалы воспитания детей в послереволюционном обществе: Советская Россия.

Э. Кристофович-Зеленски. «Давно еще в Павловском парке»: скаутское движение как фактор этнической самоидентификации русских: 1920-1991 гг.

М В. Ромашова. Проблемы изучения анимации в контексте российской истории детства.

Шкидетство: 1920-1930-е.

И.В. Кондаков. «Сила случая»: Авантюрно-приключенческие жанры в литературной культуре детства.

Ю.Т. Салова. Семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста в Советской России в 1920-е годы.

П.Л. Калмыков. По следу ленинского детского валенка: к вопросу об истории образа Ленина-ребенка.

С.Г. Леонтьева. «Дети раньше и теперь» в пионерской книге 1920-х годов.

М.Р. Балина. «Все флаги в гости будут к нам»: эволюция образа ребенка-иностранца в советской детской литературе 1920-1930-х годов.

И.Н. Арзамасцева. «Чудовище, сбрей свою бороду»: Карабас Барабас в сказке А.Н. Толстого и в жизни.

А.А. Сальникова. О детском «прочтении» советской елочной игрушки как визуального текста.

А.Р. Баранова. «Нянькаться будем?»: мемориальные образы советского детства 1930-1950-х годов.

А. Типпнер. «Потерянный рай, обретенный рай»: модели детского самоуправления у Януша Корчака и Антона Семеновича Макаренко.

Занавес, стена и кукольный театр: 1940-1980-е.

И.В. Реброва. В кругу «своих», «чужих» и «других»: анализ устных воспоминаний детей о войне 1941-1945 гг.

А.Ю. Рожков. «Маленькие истории» большой войны: воспоминания об «оккупированном детстве» в школьных сочинениях 1945 г.

Л.В. Коновалова. Инсценированная радость и воспитание «весельем» (праздник Нового года для школьников, 1950-1960-е годы).

Е.А. Ефимова. Приглашения в игру: билеты на праздник «Неделя игры и игрушки» в фондах Музея истории детского движения Московского городского дворца детского (юношеского) творчества.

Ю.В. Градскова. Советский детский сад и «управление» детством в 1970-1980-х годах: педагогическое знание и нормативы заботы.

О.М. Розенблюм. «Упраздненный театр» Булата Окуджавы: детство «слепого поколения».

А.В. Мудрик. Лики отечественной педагогики советского периода (заметки дилетанта).

Дети и детство сегодня: 1990-2000-е.

М.В. Тендрякова. «Страшилки» и «нелепицы» в свете нравственного развития ребенка.

А.С. Обухов. Образ «своего» и «чужого» мира у детей и подростков современных традиционных культур России.

О.М. Мяэотс. Детские книги о советском прошлом.

Л. Рудова. Новые литературные герои нового детства (по страницам детских детективов).