От средневековья к «Радостному дому»: школы, ученики, учителя Итальянского Возрождения (XIV-XV вв.)


Н.В. Ревякина

От средневековья к «Радостному дому»: школы, ученики, учителя Итальянского Возрождения (XIV-XV вв.)

–2017. 355 с., ил.

 

В книге в доступной для широкого читателя форме рассказывается о том, как в Италии XIV-XV вв. под влиянием серьезных изменений в экономической, политической и культурной жизни общества происходил постепенный переход от средневековой школы с ее устаревшими программами и методами, телесными наказаниями к школе нового типа. Важную роль в рождении новой школы сыграло гуманистическое движение и сформировавшаяся в нем педагогическая программа. Наиболее полное воплощение гуманистические идеи образования и воспитания нашли в знаменитых школах Витторино да Фельтре и Гуарино да Верона. В книге подробно рассмотрена их деятельность, как и судьба питомцев школ, проявивших себя в различных сферах жизни – в управлении городами-государствами, в культуре, преподавании, в церковном служении. Книга написана на ярких материалах и источниках, мало известных русскому читателю, – трактатах гуманистов, письмах, воспоминаниях, хрониках, новеллах, договорах, сведениях налогового кадастра и др. документах. В ней много живых и увлекательных историй, повседневности, фигурируют знаменитые писатели, поэты, художники Возрождения- Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто, Саккетти, Альберти и др. В работе над книгой помогли материалы, предоставленные Н.И. Девятайкиной (к первой главе), а также ее предложения по структуре и редактированию рукописи, ценные советы по комментированию текстов. Искренне  благодарю Нину Ивановну Девятайкину за помощь. Считаю своим долгом выразить благодарность за техническую работу по форматированию текста и подготовку иллюстраций Е.Н. Барулиной и Д.И. Гусеву.

Оглавление

Введение. Ренессансный гуманизм, итальянский город и горожане XIV-XV вв

Глава 1. Традиционная школа: долгий путь от старого к новому

1.1. Город-государство: взаимодействие деловой жизни, повседневности, культуры

1. Культурный взлет в Италии: Предвозрождение и культурный переворот Возрождения

2. Новые ценности: университеты3. Престижность образования и учености

4. Грамотность в повседневной жизни города

5. Городская семья: дети и взрослые

6. Итальянские городские подростки на улице и среди взрослых

1.2. Школа, программы, учителя, ученики: старое и ростки нового

7. Город и его школы

8. Школьная программа образования

9. Семейно-дошкольное воспитание и начальное образование

10. Школы счета (абак)

11. Грамматические школы

12. Частные школы и их программы

13. Методы школьного преподавания

14. Портреты учителей и учеников в рамках школьной повседневности

Глава 2. Идеи воспитания в итальянском гуманизме

1. Становление гуманистической науки воспитания

2. Гуманистическая наука воспитания и ее задачи

3. Природа и личность в гуманистическом воспитании

4. Содержание образования: переосмысление традиционных дисциплин и введение новых

5. Физическое воспитание

6. Методы обучения и воспитания

7. Женское образовани

8. Учитель и школа в представлении гуманистов

9. Роль семьи

Глава 3. Гуманизм и городские школы XV в

1. Состояние школьного дела в Италии XV века

2. Отношение городских властей к образованию

3. Споры в науке по поводу содержания школьного образования в XV в

4. Начало перестройки средневековой школы и пути проникновения в нее гуманистических идей

5. Примеры появления у учителей новых методов обучения и воспитания

Глава 4. Школа Витторино да Фельтре

1. Падуя – питомица гуманистических педагогов

2. «Радостный дом» и воспитание Витторино да Фельтре старших сыновей правителя Мантуи

3. Новая школа Витторино да Фельтре

4. Структура школы, книги, новации в программе образования

5. Нравственное воспитание

6. Приемы и методы обучения в школе

7. Физическое воспитание

8. Словесный портрет Витторино да Фельтре как учителя и человека

9. Школа после смерти учителя

10.Ученики

Глава 5. Школа Гуарино Гуарини да Верона

1. Феррара. Гуманистическое образование Леонелло Эсте, сына правителя Феррары

2. Воспитание Леонелло д’ Эсте как совершенного государя

3. Создание Гуарино общей школы

4. Новая программа школы

5. Организация занятий и методы

6. Воспитательные принципы

7. Гуарино- ученый

8. Словесный портрет Гуарино да Верона

9. Ученики

Заключение

Приложения

1. Материалы и исследования по итальянской школе эпохи Возрождения (XIV-XV вв.)

2. Иллюстрации. Города, школы, горожане, гуманисты, учителя и ученики на фресках, миниатюрах, в портретах доренессансного и ренессансного времени

 

Полный текст книги