Очевидная грамота: визуальный ряд российских азбук и букварей XIX–начала XX в.


Ромашина Е.Ю., Тетерин И.И. , Старцева Н.М., Фуртова Г.А.

Очевидная грамота: визуальный ряд российских азбук и букварей XIX–начала XX в. 

монография

ТулаДизайн-коллегия, 2019.— 268 с.: ил.

ISBN 978-5-903877-31-7

 

 

В монографии представлены результаты комплексного исследования визуального ряда российскихазбук и букварей XIX — начала XX вАвторами составлен репертуар методовприемовформ наглядногообучениярепрезентированных в школьном учебнике для первоначального обучения грамотена этой основе выявлена динамика компонентов визуального ряда учебных пособийпрослежена эволюция их дидактических функций во взаимосвязях с основными структурными компонентами и методическимоснащением учебникаПредназначена для научных работниковпреподавателейаспирантов и студентоввузовавторов учебников и школьных учителейРабота над книгой поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16–06–00113а.

Оглавление

Предисловие
Визуальный мир азбук и букварей 

Глава 1. Куда, зачем и как смотреть? Методология, хронология, выборка 

1.1. Методологическиеосновыизучения визуального ряда российских азбук и букварей XIX — начала XX в. 8 1.2. Модель анализа визуального ряда азбук / букварей XIX — начала XX в. 15

Глава 2. Почему это выглядит такТеоретические основы наглядного обучения грамоте в трудах российских педагогов XIX – начала XX в

Глава 3. ЧтоКакиеСколькоДинамика визуального ряда российских азбук и букварей XIX — начала XX в.

3.1.  Визуальные элементы азбук и букварей первой половины XIX века: «функциональное бездействие»

3.2.  Включениевизуальных элементов в механизм освоения грамоты:вторая половина XIX века

3.3.  Визуальный ряд азбук и букварей начала XX века: разнообразие дидактических функций

Глава 4. От буквы до образа... Проблемно-тематический подход к анализу визуального ряда азбук и букварей

4.1.  Методы обучения грамоте и визуальный ряд азбук и букварей XIX — начала XX в.

4.2.  Иллюстрированные алфавиты в российской образовательной традиции

4.3.  Азбуки в картинках в учебном книгоиздании России

4.4.  Обучение взрослых: «Букварь солдатский»

4.5.  Училище и учитель в иллюстрациях азбук, букварей, книг для чтения

4.6.  Визуализация религии в пособиях для обучения грамоте

4.7.  Извне и изнутри: европейские образы на страницах российских азбук и букварей 183

Глава 5. Кто и как? Создатели азбук: известные и неизвестные имена 

5.1. А. М. Дараган: «Елка. Подарок на Рождество»

5.2.  Н.Ф.Бунаков:динамика визуального ряда «Азбуки» 1871–1912 гг.

5.3.  В. А. Лебедев: букварь и книга для чтения«Ученье—свет»

5.4.  М. А. Тростников: «Атлас» для обучения языку по картинам

5.5.  Х.В.Корчинский: логика и наглядность при обучении чтению и письму

Послесловие

Библиография  

 Источники

Пособия для первоначального обучения грамоте  

 Методические указаниярекомендациикаталоги и проч.

Исследовательская литература


Полный текст