Философские проблемы дошкольного воспитания

Т.Д. Попкова

Ребёнок дошкольного возраста обладает универсальной способностью поднимать и решать философские проблемы, такие как кто я? что такое мир? что такое Добро и Зло? и т. п.
Традиционно термин педагогика понимается как вождение ребёнка, а воспитаниепитание, «напитывание» чем-либо. Если соединить воедино эти два значения, то мы получим суть другого понятия – образование, т. е. восхождение ребёнка в личность. Современный педагогический взгляд на процесс воспитания при характеристике субъектных отношений между взрослым и ребёнком предполагает со-вождение, со-воспитание, со-дружество. Не случайно возникли и такие понятия, как «педагогика ненасилия», «педагогика сотрудничества».
Основным стержнем педагогической антологии мы считаем передачу опыта старшего поколения младшему, что становится первостепенной задачей любого взрослого. Воспитание жизнью – кормление малыша, обучение его хождению, игре, развитие речи, эмоций и привитие навыков культурной гигиены – является практическим «вхождением» ребёнка в самостоятельную жизнь.
Педагогическая гносеология включает в себя, прежде всего, начальное эмпирическое познание ребёнком мира. Мы знаем, что ребёнок познаёт мир с помощью всех органов чувств – зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса, – которые в совокупности являются частями системы восприятия и познания окружающего мира. Вторым важным компонентом педагогической гносеологии является способность ребёнка к абстрагированию. Каждый взрослый знает, насколько богато воображение и неиссякаема фантазия малыша. Дошкольник настолько увлекается процессом сочинительства, что порой теряет ощущение реальности происходящего – фантастические персонажи рассказов и рисунков представляются ему порой реальными существами. Способность детей к конструированию и созданию разнообразных композиций, к принятию неординарных решений побудила современных воспитателей создать новую педагогическую технологию, основанную на теории решения изобретательных задач (так называемый ТРИЗ). Эта технология способствует развитию интеллектуального абстрактного мышления, логических и аналитических способностей ребёнка.
В педагогической аксиологии мы выделяем ценностное отношение к развитию ребёнка. В практике воспитания мы должны идти от интереса воспитанника, что характерно, например, для школ Амонашвили, Шаталова, Иванова, Щетинина, семьи Никитиных. Психологами и физиологами доказано, что в период от рождения до 6 – 7 лет не только закладываются основные задатки, навыки и умения ребёнка (именно в этот период ребёнок осваивает самый большой объём приходящей извне информации), но и группы ценностей, связанных с творчеством, переживаниями, отношениями с окружающим миром (В.Э. Франкл). Дошкольный возраст характеризуется формированием у детей эмоционально-чувственной сферы, понятийного аппарата, развития мышления и речи, процессов самоконтроля и волевых установок. Известный американский психолог Э. Эриксон обращает особое внимание на то, что в первые годы своей жизни ребёнок проходит «школу» доверия и надежды, стыда и сомнения, инициативы и чувства вины, трудолюбия и уверенности в себе. Учёный акцентирует, что общение ребёнка с родителями должно быть глубоким и приносящим удовлетворение обеим сторонам.
Ребёнок дошкольного возраста обладает уникальной способностью к самостоятельному созиданию. Для полноценного воспитания необходимо, чтобы воспитательно-образовательный процесс имел развивающий характер, был интегрированным, целостностным, диалогичным и субъектно-ориентированным, чтобы в нем прослеживалась преемственность. Ориентация на самовоспитание как цель, условие и результат воспитательного процесса помогает оформить суперпозицию ребёнка – равноправную и самостоятельную, выражающую определенную систему ценностей.
Воспитание ребёнка в Любви и Мудрости позволяет максимально открыться всем задаткам, способностям и личностным качествам индивидуальности. Двадцатый век способствовал появлению нового направления педагогики – экзистенционально-личностного. Важно сохранить в ребёнке изначально заложенное природой чувство Любви и Доверия, выработать доверительное и доброжелательное отношение к миру, Что это такое – я здесь, а ты там?! находится в прямой зависимости от того, каким образом складываются отношения между ребёнком и взрослым.
Такие человеческие понятия, как Истина, Добро и Красота являются ценностями духовной жизни, и существуют эти понятия только в сознании и только для сознания. Основа духовного воспитания – побуждение ребёнка к служению гуманистическим идеалам, имеющих приоритетное значение в жизни людей.
Успешность воспитания зависит от нескольких факторов, сопутствующих этому процессу. Первыйвера в ребёнка. Поддержка, поощрение, вовремя оказанная помощь формируют в сознании малыша устойчивое чувство солидарности и доверия, а значит, воспитывают уверенность и целеустремлённость. Второйнадёжность старших. Ощущение верного товарища, понимающего союзника, справедливого друга помогает детям освоить нравственные и этические нормы, которые является фундаментом последующих их отношений во взрослой жизни. Третийсвобода выбора в способах деятельности, мышления, высказывания. Четвёртыйправо на уважение личности. Взрослый должен понимать, что ребёнок нуждается в территориальной свободе, ему необходимо иметь место уединения, пространство для игр, стол для занятий. Прекрасно, когда взрослые тактично и серьёзно относятся к личностным переживаниям ребёнка (сомнение, неуверенность, тревога, радость, восторг, стеснение, задумчивость и т. д.).
Развитие ребёнка – многогранный и многоаспектный процесс реализации, модификации и комбинирования задатков. Это непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового, не существовавшего на прежних ступенях.
Мир ребёнка метафизичен по своей природе. Ребёнок полностью погружён в мир собственных чувств и ощущений. Детей нередко называют маленькими мудрецами. И действительно, дети обладают мощным аналитическим и критическим мышлением. Традиционные вопросы почему? как? зачем? кто? служат лишь для уточнения в процессе самостоятельного понимания мира и собственного существования в нем. Философско-антропологическая направленность воспитательного процесса характеризуется возможностью реализоваться каждому ребёнку как субъекту (ответственность за свои деяния и за его результаты), творцу собственной социальной реальности (проживание в обществе), развивает рефлексивное сознание (способность постигать свой внутренний мир, собственные состояния).
Итак, рассматривая воспитание ребёнка через призму философских понятий, мы приближаемся к истинным суждениям о процессах, происходящих в период становления личности.

Опубликовано:
Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы V региональной научно-практической конференции (23 апреля 2002 г.): В 2 т. Т. 1 / Перм. гос. техн. ун-т. — Пермь, 2002. — С. 113–115.