Метафизический проект развития личности

Т.Д. Попкова

[*]

Проекция изучения мира детства лежит в сфере философских размышлений и исследований, поскольку главной философской проблемой является проблема бытия человека, его развития и становления. Своим появлением на свет, каждый ребёнок продолжает Бытие Человека, внося свою индивидуальную лепту в эволюционный процесс человечества. Основанием и началом антропогенеза в данном контексте являются система выстраиваемых взаимоотношений Ребёнка и Мира, выступая интегративно-конструктивной функцией созидающего начала. Метафизическим центром мира называет В.Н. Волков человека, подчёркивая при этом, что только через отношение «я-мир» происходит становление личностного «Я» (свободной воли, жизненной силы и творческой потенции) [1].
Детство, как исходный период становления будущей личности, представляет собой «переход от непроявленного к проявленному, от внутренней формы к внешней» (В. Ламах). Осваивая жизненное пространство, ребёнок созидает собственное Бытие (Ребёнок=Бытие – ребёнок в «самости»; Ребёнок+Бытие – ребёнок во взаимоотношении с миром). Исследуя объективный характер взаимоотношений ребёнка и мира, следует рассматривать два взаимосвязанных, но качественно различных процесса – формирование отношения ребёнка к окружающим людям иотношение ребёнка к своему существованию. Эти данности могут быть рассмотрены лишь в качестве потенции будущих индивидуальных проявлений.
Выступая в роли активного действующего субъекта, осваивающего и познающего реальный, материальный мир, ребёнок, активно «конструирует» своё Бытие, собственный мир – Мир Детства, с помощью взрослого создавая среду своей жизни. Мир для ребёнка – это то, что он видит, чувствует, воспринимает и осознаёт «здесь и сейчас». Иными словами, познающий ребёнок выступает не только в качестве «приёмника», но и в качестве «источника» собственных знаний и устремлений. Раскрыть понятие «мира» как области жизнебытия мира Детства можно только при понимании способов существования ребёнка.
Потенция будущей личности заключается в механизме осознания ребёнком мира и самого себя в этом мире. Специфика человеческого способа существования заключается в соотношении самоопределения и определениядругими людьми личности. Характеристикой существования, является отражённость, представленность индивида в другом, т. е. существование – это участие индивида в процессе жизни [2].
Ребёнок способен развиваться в направлении самореализации, осуществляя потенцию реальной самости – неповторимой и уникальной внутренней силы, присущей человеческой природе. Собственное «Я» является глубинным источником его саморазвития. При этом сама личность пластична в рамках самоопределения и самоактуализации.
«Ребёнок с самого начала своего личностного развития оказывается втянут в метафизическое освоение реальности» [3], он осваивает окружающий мир в его природной и социальной многомерности. Дитя выстраивает мир по своему образу и подобию, он единственный создатель своего бытия. В нашем понимании «метафизический проект развития личности» это, прежде всего, духовное первоначало бытия (неизменные начала всего сущего), которое потенцирует дальнейший путь личностного развития индивида; вторым компонентом данного понятия мы определяем онтологический аспект развития личности.
Изучение становления, бытия личности заключается в раскрытии его диспозиции, потенциальных связей и отношений, выстраиваемых с окружающей действительностью, которые, в свою очередь, демонстрируют каждый раз различные качества и свойства индивида. В этой системе личность формируется в условиях взаимодействия с миром других людей и материальным миром в значимой и ценностной шкале. В процессе своего деятельностного бытия, ребёнок шаг за шагом создаёт свой собственный мир (виртуальный, материальный), который для него ценностен в плане удовлетворения своих потребностей. Следует заметить, что ценность – это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и получаемого собственного жизненного опыта.
Концепция развития личности ребёнка (становления образа человека) имеет в своем метафизическом проекте потенцию к осуществлению актуального и потенциального уровней, являющихся взаимозависимыми и взаимообусловленными. Следует отметить, что в процессе своего развития ребёнок практически одновременно осваивает эти уровни, так как они являются взаимозависимыми и взаимообусловленными.
Актуальный уровень определяется теми задачами, которые ребёнок способен решить самостоятельно (т. е. осуществить «Я – концепцию»); их содержание можно обозначить словами с префиксом «само»: саморазвитие, самопознание, самосознание, самоорганизация, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самоидентичность, самосохранение.
Саморазвитие – потенциальная способность к конструированию собственного мира, собственного бытия и самого себя как личности. Источником саморазвития является заключённое в нёмпротиворечие. Закономерность перехода от одного возрастного периода к другому, сопровождающегося возрастными кризисами, отражает рождение противоречия между полученным и усвоенным ранее опытом с невозможностью реализовать его в новых условиях. Их последующая реконструкция происходит на качественно новом витке развития и гармонично соединяет утраченные в процессе «срыва» звенья единой цепи процесса совершенствования личности. Согласно теории Г. Гегеля, противоречие, в исходном основании системного объекта (имманентное противоречие), представляет собой конкретное тождество противоположностей, которое означает их взаимопроникновение и взаимопереход, где каждая из противоположностей заключает в себе «своё другое» [4]. Наиболее яркой характеристикой подобного противоречия являются периоды детских кризисов (процесс накопления и перехода знаний, умений, навыков в последующий круг возрастного развития). В непреодолимой тенденции к расширению и углублению, прослеживается закономерность появления принципиального новых качеств и свойств личности, в основе которых лежит сформированный ранее опыт.
Наряду с «классическим» примером причинно-следственных связей появления возрастных кризисов в развитии и становлении личности, мы можем констатировать наличие в жизни ребёнка и других компонентов, в совокупности дополняющих «разногласие» консервативных и прогрессивных начал:

  • в сознании ребёнка одновременно сочетается рациональное и иррациональное восприятие мира (так, любознательность может закономерно перевоплотиться в феномен фантазии, а реальный мир оказаться наделённым волшебными свойствами);
  • освоение нового типа общения между взрослым и ребёнком (диалог, взамен монолога взрослых, партнёрские взаимоотношения вместо диктата);
  • система запретов «взрослого мира» (с одной стороны -- нацеленная на благостные воспитательные цели: предотвратить несчастные случаи, установить дисциплинарные рамки, обучить морально-этическим навыкам и др., с другой -- «подавление» инициативы и самостоятельности ребёнка).

Каждый из перечисленных нами компонентов (а мы не исключаем и наличие многих других, индивидуально возникающих в процессе взросления) в совокупности рождают в душе ребёнка конфликт между потребностями и реальными возможностями, «разрушая» в его представлениях сформировавшуюся ранее целостную систему устойчивых связей и закономерностей.
Ребёнок развивается, следуя своему собственному «сценарию» раскрытия личностных потенций. Развитие личности в её онтогенезе и в филогенезе является реализацией универсальности человека, отражающей закономерность человеческой эволюции. Существующее у человека дорефлексивное сознание, считал П. Сартр, характеризуется ситуацией неведения, в котором совершается действие.
Понимание личности ребёнка может заключаться в исходной позиции признания наличия у него потенций ксамосознанию, самоощущению личностного «Я» как центра сознания и воли. Предпосылки к развитию самосознания ребёнка лежат в его способности познавать окружающий мир и самого себя в нём. Рассмотрим подробнее каждый компонент.
Самопознание – это самоузнавание, идентификация, рефлексия, осознание себя через отношение с другими людьми, переживание своего тела, собственной идентичности(единичности). Как аспект более общего процесса самосознания, самопознание начинается с простейших актов самоузнавания уже в младенчестве. Проявление первых элементов самосознания у новорождённых начинается с реакции на других людей – улыбкой, оживлёнными телодвижениями, возгласом и т. д. Позитивное самоощущение формируется на возникающем чувстве доверия к окружающему миру, что служит базовой опорой в приобретении ребёнком в последствии позитивного личностного опыта (подробно это описано Э. Эриксоном в книге «Ребёнок и общество»).
Впервые ребёнок выделяет себя от окружающих, когда начинает называть себя так, как его называют другие. Он приходит к осознанию себя через отношение к нему других людей (раньше он осознаёт других людей, чем себя, на что обратил внимание ещё Ж. Пиаже).
Ведущим элементом «Я-концепции» в дошкольном возрасте является образ собственного тела, который сводится преимущественно к ощущению себя как физического существа. Важную роль в получении этих знаний о своём теле играет не только собственные ощущения на уровне мускульных, осязательных и кинестетических ощущений, но и реакция окружающих его взрослых, оценивающих успешность его жизнедеятельности. Постепенно ребёнок устанавливает границы своего тела, соотношение его частей и их функции, пространственное положение. Эти ощущения возникают спонтанно и носят случайный характер во время собственной исследовательской деятельности ребёнка. Таким образом, сенсорное восприятие закладывает базис самосознания, а моторная деятельность помогает получить личный двигательный опыт. Подобная автономия своего тела в рамках окружающей среды характеризуется приобретением опыта переживания своего тела (суммарность) и обретением собственной идентичности (единичность).
Самосознание является средством процесса персонализации, раскрытия «Я-концепции» ребёнка. Эти изменения лежат в основе потенции личности и осуществляются в актах самопознания, самопринятия и самоотождествления. Осознание себя ребёнком происходит интуитивно, ибо самосознание основывается на опыте своего существования.
В дошкольном детстве осуществляется «таинство осознавания» ребёнком собственной индивидуальности: «Я – не такой как все, меня любят таким, какой Я есть». Главным позитивным результатом этого процесса служит развитие у ребёнка чувства независимости, уверенности, относительной самостоятельности, адекватной самооценки. Взрослея, ребёнок осваивает механизм оценочного отношения к окружающему миру (хотя для него важнее осознание того, как этот мир относится к нему), нравственные понятия «границ дозволенного», нормы гуманного поведения. Активной и энергичной становится его познавательная деятельность благодаря возросшим физическим возможностям и овладению разговорной речью. Ребёнок становится необычайно любознательным и инициативным. В
Наряду с биологическим, телесным самосознанием образ «Я» включает в себя социальные компоненты, источником которых служат взаимоотношения ребёнка с окружающими. В простейших актах самопознания ребёнок осваивает механизм двойного состояния – «внутреннее Я» и «внешнее «Я», зарождается потребность в самооценке. В настоящее время механизм формирования рефлексивных способностей ребёнка, представляет собой большой интерес для изучения. Сложность подобных исследований заключается в том, что рефлексия – это глубоко внутренний процесс, скрытый от взгляда посторонних. Более того, если взрослый на вербальном уровне может объясниться, то ребёнок не имеет такой возможности в силу недостаточно развитой связной речи. Исследователю предоставляется лишь ограниченная сфера наблюдений за мимикой, поведением, поступками ребёнка, его игровой деятельностью, включая краткие с ним беседы, фиксацией его мимолётных реплик, а также объяснением рисунков. Тем не менее, на наш взгляд, существует ряд метафизических актов деятельности сознания ребёнка, доказывающих наличие потенциальной способности ребёнка к рефлексированию.
Формирование сознания «Я» у ребёнка проявляется в двух фазах: от фрагментарного «Я» к непрерывно существующему «Я»; от внешних действий, направленных против мира, – вовнутрь, для формирования суждений о мире. В развитии самосознания присутствуют две стороны: персонализация и персонификация личности. Процесс персонализации личности ребёнка заключается в «презентации» себя миру. В зависимости от окружающей среды, этот процесс может протекать более или менее болезненно, соответственно результатируя коммуникативные черты индивида: открытость, замкнутость, эмпатию, претенциозность и др. Этот процесс может протекать автономно в трёх направлениях – «авторитентность», «референтность», «привлекательность» (А.В. Петровский). Процесс персонификации заключается в стремлении ребёнка «быть самим собой», – индивидуальностью, что повышает, по мнению К. Роджерса, степень позитивности, эмпатичности и конгруэнтности (неповторимое качественное своеобразие каждого индивида были отмечены ещё Лейбницем). Данные параметры персонификации по своей природе теснейшим образом связаны друг с другом, являя собой целостный, органичный и интегративный процесс. Персонификация развивается постепенно по мере того, как ребёнок вовлекается в деятельность возрастных групп. Одним из способов персонификации ребёнка со стороны окружающих людей и самого себя можно считать собственное имя ребёнка, как выделение его в автономное существо.
В самоотношении индивида отражены характеристики личности, лежащие в основе биологических., психологических, социальных и духовных структурах её активности. Самоотношение конституирует самость, т. е. отношение к себе (Н.И. Сарджвеладзе).Следует выделить четыре основных компонента, демонстрирующих структуру формирующегося у ребёнка самоотношения:

  • Биологическое измерение – отношение к своей внешности, анатомическим особенностям, физиологическим и функциональным возможностям.
  • Психологическое измерение (самотождественность) – отношение к своим сенсомоторным, интеллектуальным, эмоциональным особенностям, волевым качествам.
  • Социальное измерение – отношение к себе, к своему социальному статусу (маленький ребёнок), отношение к себе окружающих.
  • Духовное измерение – ценностное отношение к себе, к окружающим и окружающему.

В структуре выстраиваемых отношений ребёнка с миром и самим собой присутствуют немаловажные компоненты, которые, на наш взгляд, потенцируют способность к объективной самооценке и саморефлекчии. Выделим несколько функций самоотношения, оказывающих значительное влияние на формирование личности ребёнка. Функция «зеркала» – характеризует развитие психической области личности -- прослеживается в подражательности ребёнка действиям, поведению, речи окружающих взрослых и даже животных. Функция самовыражения и самореализации – выявляется в потенции самости ребёнка, его «Я», отделения собственной персоны от окружающих, выраженной тенденции в удовлетворении и реализации собственных потребностей, желаний и приоритетов. Функция психологической защиты – больше проявляется в силах самосохранения организма (переключаемость, сон, смена настроения и т. п.) в ситуациях перевозбуждения и запредельного торможения.
Саморефлексия – проявление общественно-исторической обусловленности познания, выражение ответственности за свои поступки, слова, действия. Понимание «Я» не только открывается сознанию ребёнка, но и активно переживается им. Переживание «Я» ребёнка гораздо глубже, чем его осознание, поскольку оно непосредственно связано с чувствами. У детей возникает способность к самооценке и опосредованное с этим стремление соответствовать требованиям взрослых – «быть хорошим». Становление морального сознания у ребёнка рассматривается в когнитивном и мотивационном аспектах. Раннее детство характеризуется наличием доморального уровня: ребёнку приходится осваивать и выполнять установленные взрослыми элементарные правила и нормы, учиться ориентироваться на внешние условия и требования окружающего мира. Ребёнок начинает осознавать, что «вести себя хорошо» необходимо, чтобы получить похвалу от окружающих его людей. Получая позитивный опыт, ребёнок одновременно пытается избегать порицания и наказания, т. е. последствия своих поступков он оценивает по реакции на них взрослых. К трём годам внешняя система правил интериоризируется и поступки детей становятся избирательными. Выделяя для себя особо значимые лица, ребёнок стремится получить от них поощрение своим «правильным» действиям, тем самым, принимая правила поведения, установленные в окружающей среде или общественной группе. Формирующееся сознание ребёнка в корне отличается от сознания взрослого. Как правило, ребёнок затрудняется в определении правильности или ложности впечатлений в вопросах, в которых он ещё не может разобраться, в данной ситуации, он в большинстве случаев полагается на суждения взрослых, однако, для него жизненно необходим ожидаемый опыт.
В процессе воспитания, усвоения систем ценностей, у дошкольника формируется самооценка и представление об идеальном «Я», которое служит критерием чувства собственного достоинства. В идеальном образе «Я» отражаются разносторонние, различные требования и ожидания взрослых к ребёнку, которые возрастают и расширяются в прямой зависимости от уровня его возрастного развития.
Самоутверждение – момент отделения своего «Я» от окружающих, выражаемый через осознание автономности и независимости. Этот процесс можно отнести к роду явлений. Ребёнок не только самоутверждается в своих мыслях, поступках и действиях, но и открыто демонстрирует их окружающим. Впервые ребёнок берёт на себя ответственность за свои деяния, даже негативного, конфликтного характера (дети вполне способны объяснить окружающим и самим себе побудительные мотивы такого поведения).
Самоорганизация – способность ребёнка организовать собственное жизненное пространство. Данное действо можно наблюдать во время самостоятельной игры, в потребности уединения и выполнении чего-либо по собственной инициативе. В автономной деятельности ребёнка проявляются его индивидуальные качества, которые впоследствии станут личностными характеристиками – ответственность, самостоятельность, инициативность, уверенность, пунктуальность и т.д.
Каждый ребёнок владеет естественной способностью к самоактуализации – настрою на свою собственную внутреннюю природу. Это выражается в его непосредственной и искренней реакции на действия внешнего мира: когда он сам решает, нравится ему что-либо или нет, независимо от мнения окружающих, самостоятельно выстраивает взаимоотношения с окружающим миром. В сознании ребёнка конструируется личностный образ мира, основной характеристикой которого следует назвать систему устанавливаемых связей личности с окружающей действительностью, опосредованной иерархической целостностью восприятия элементов мира.
Самобытие исходит из внутренней потребности человеческого существа к деятельностному проживанию, познанию окружающего мира, самого себя и себя в мире. В проявлении индивидных черт ребёнка лежит так называемая «причина самого себя», когда собственные возможности двигают, развивают потребности, расширяя собственный мир, который одновременно и органично включён в мир взрослых. В данном контексте следует подчеркнуть, что бытие ребёнка реально, а не потенциально к будущему бытию. Ребёнок бытийствует осознано в своём круге возрастных возможностей, для него жизнь протекает в индивидуально-субъективном временном пространстве (по этой причине, возможно, дети не акцентируют внимание на течение времени и не могут конкретизировать его части).
Наряду с актуальным уровнем развития немаловажное значение имеет другой уровень -- потенциальный, определяющий стратегию развития будущей взрослой личности.
Потенциальный уровень (т. е. «зона быстрого реагирования») – осуществляется при содействии взрослого, когда обучение становится мощным активизатором развития. Для раскрытия его содержания можно использовать слова с префиксом «со»: событие, сопричастность, сопонимание, сознание, сообщение, совесть, сотворчество (т. е. бытие, осуществляемое через посредство другого).
Событие – это принятие себя как части единого множества. Понимание ребёнком своей общности с семьёй (группой сверстников) происходит органично с первых дней жизни и углубляясь и расширяясь в прямой зависимости от круга общения. Природозаложенность событийности ребёнка объективна: подобный способ жизнесуществования диктует инстинкт самосохранения, который наиболее выражен в семейном круге.
Сопричастность – чувство общности с миром, другими людьми. Ощущение и понимание причастности к общему делу проявляется в способности ребёнка, прежде всего, участвовать в коллективной игре, совместном времяпровождении (прогулка, занятие, отдых, сон и т.д.). Другой компонент сопричастности – восприятие себя как человеческого индивида, может открыться ребёнку, когда он впервые себя выделяет из окружающего живого мира – «Я – человек!». Это открытие не столь заметно, так как с самых первых дней своей жизни ребёнок посредством взрослого получает информацию о многообразии живых существ (животные, насекомые, обитатели воды, птицы и т.п.). Следует отметить, что способность к сопричастию, на наш взгляд является для ребёнка врождённой, так как это достаточно ярко проявляется в его отношении к окружающему миру.
Сопонимание – способность принимать, чувствовать мир другого человека. Как правило, дети очень чувствительны к психологическому состоянию другого человека, они способны точно определять настроение, чувства взрослого не только по невербальным проявлениям, но и посредством интуиции, по мере своих возможностей проявляя эмпатию или отчуждение.
Сопереживание – способность понимать эмоциональное состояние другого человека (ранее полученный личный опыт позволяет поступать соответственно пережитому состоянию). По мнению педагогов и психологов, у ребёнка сначала возникает сопереживание радости и много позднее – сопереживание горю. Уже на втором году жизни ребёнок пытается приобщить к удовольствию окружающих, а равнодушие взрослого его настораживает и огорчает.
Сознание – демонстрирует процесс формирования мировоззрения. Присоединение к знаниям другого происходит постепенно и последовательно. Исследуя мир самостоятельно и при помощи взрослого, ребёнок соглашается или отвергает опыт наставника, вырабатывая при этом собственное видение того или иного явления. Несмотря на подобное противоречие, происходит момент взаимопроникновения и взаимообогащения знаниями обеих сторон.
Сообщение – проявление коммуникабельности, открытости, диалогичности. В данном контексте мы говорим о социальной потребности ребёнка быть принятым в сообщество людей, так как лишь при наличии социального окружения может формироваться человеческая личность.
Совесть – результат освоения системы ценностных категорий. Оценочная система, как правило, передаётся от одного поколения другому, однако следует отметить, что в поведении ребёнка можно часто наблюдать интуитивное осознание ценностей межличностных отношений.
Сотворчество – совместная деятельность, направленная на созидание. Каждый ребёнок способен на совместную творческую деятельность. Подобная «содействие» стимулирует креативные способности детей, организует внимание, стимулирует познавательный интерес, воспитывает чувство ответственности и солидарности.
Субъективный опыт каждого ребёнка представляет собой новаторский процесс. Внутренняя жизнь не копирует, не повторяет объективную реальность, а является чувственным отображением жизни во внутреннем мире, что проявляется в интеллектуальном, эмоциональном и волевом актах внешних действий индивида.
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с разработкой теории целостной личности, в контексте которой реализуются идеи «формирующейся личности». Следовательно, бытие ребёнка должно пониматься как процесс становления личности, характеризуемыйсамодвижением, самосозиданием, самостью.


[*]

[1] Волков В.Н. Онтология личности. Иваново: Изд-во Ивановский государственный университет, 2001, с. – 26, 27.

[2] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М.: Наука, 1976, с.- 5.

[3] Кемеров В.Е. Социальная философия: Учебник для высшей школы. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2004, с. – 142.

[4] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М.: Мысль, 1998, с. 66-69.

Опубликовано:
Философия – Детям. Человек среди людей: Материалы Второй Международной Научно-практической конференции. 25-28 мая 2006 г./Под ред. С.И. Левиковой. – М.: МДОО «ФиД», 2006, с. 128-130.