Культуросозидающий аспект воспитания дошкольников

Т.Д. Попкова

[*]

Реформирование дошкольного образования в России предполагает постепенную смену образовательной парадигмы от традиционно авторитарной концепции к гуманистической. Эта реформа, по нашему убеждению должна строиться на глубоком философском осмыслении целеполагания образования как процесса передачи ценностей жизненного опыта и культуры от одного поколения другому, что является по существу, основой формирования человеческой личности. В этой связи очевиден тот факт, что в процессе передачи знаний детям необходимо воспитывать у них отношения к этим знаниям как к «инструменту, как мощному орудию, выработанному человеком для овладения материальной действительностью, миром вещей, умение пользоваться которым хотя и необходимо, но ещё не делает человека человеком [1].
В настоящее время в научную сферу активно вошла проблема обоснования «философии образования», базирующейся на антропологическом подходе к осмыслению Мира и Человека в Мире [2]. Философия образования представляет собой сферу внутренней интеграции философии и педагогики. Основные понятия последней (педагогическая система, деятельность, процесс, культура и т.д.) приобретают ценностно-гуманистический смысл как важные, необходимые условия и средства, обеспечивающие стратегию восхождения ребёнка в образ человека. Вопрос о соотношении философии и педагогики имеет многовековую традицию, которая связана с именами древнегреческих философов Сократа и Платона – «детовождение» подразумевалось ими как признание универсальной добродетельной природы человека, восхождение ребёнка к идеалу человека, как гармонии души и тела.
Традиционно термин педагогика понимается как вождение ребёнка, а воспитание – питание, напитывание чем-либо. Если соединить воедино эти два значения, то мы получим суть другого понятия – образование – это восхождение ребёнка в образ человека (личность). Современный педагогический взгляд на процесс воспитания при характеристике субъектных отношений между взрослым и ребёнком предполагает со-вождение, со-воспитание, со-дружество, со-понимание. В нашем представлении воспитательно-образовательная деятельность являет собой саморазвивающуюся систему, целенаправленно реализующую последовательное движение от смысла образовательной деятельности (для чего осуществляется образование) к цели образовательной деятельности (что должно быть сделано в процессе образования), а также нахождения эффективного пути для достижения генеральной цели (результата педагогической деятельности) - полноценной личности. Кратко это можно выразить в имманентной структуре: «смысл-цель-средства-результат».
Философское осмысление теоретических проблем современной педагогики базируется на основополагающих подходах: ценностно-антропологическом (раскрывающим культурно-ценностные основы), экзистенционально-феноменологическом (смысло-жизненные основы), трансцендентальном и интерсубъективном (аналитико-рациональные основы) [3].
Философское обоснование педагогического процесса предполагает в своей основе осмысление теоретических компонентов. Так, основным стержнем педагогической антологии является передача опыта старшего поколения младшему, что является первостепенной задачей любого родителя и педагога. Педагогическая гносеология включает в себя процесс формирования начального эмпирического познания ребёнком мира. Важным компонентом педагогической гносеологии является исследование вопроса о способности ребёнка к воображению. Дошкольник настолько увлекается творческим процессом, что порой теряет ощущение реальности происходящего – фантастические персонажи рассказов и рисунков представляются ему живыми существами. Способность детей к конструированию и созданию разнообразных композиций, принятию неординарных решений, побудила педагогов к реализации идеи новой педагогической технологии, основанной на теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Эта технология способствует развитию у дошкольников интеллектуального абстрактного мышления, логических и аналитических способностей, и, самое главное, на наш взгляд, поддерживает высокий уровень конструктивного мышления, способствуя тренировке сознания в принятии нестандартных решений.
В педагогической аксиологии выделяется ценностный подход к воспитательно-образовательному процессу, развитию ребёнка. В практике воспитания мы должны идти от интереса воспитанника, что характерно, для школ Амонашвили, Шаталова, Иванова, Щетинина, семьи Никитиных. Психологами и физиологами доказано, что в период от рождения до 6 – 7 лет в сознании ребёнка не только раскрываются основные задатки, навыки и умения ребёнка (именно в этот период ребёнок осваивает самый большой объём приходящей извне информации), но происходит восприятие и осознавание конкретных группценностей, связанных с творчеством, личностными переживаниями, установлением отношений с окружающим миром (В.Э. Франкл). Более того, именно ценностные ориентиры и установки являются доминантными в формировании личностных качеств будущей личности.
Человек живёт в мире ценностей, сконструированных самим же человеком (мир культуры), поэтому Мир является специфическим способом бытия (деятельности) Человека. Воспитание, обучение и образование ребёнка содержит в своей основе ценностную ориентацию на реализацию творческого замысла человеческой личности. Ребёнок входит в человеческое общество посредством проживания определённых ступенек бытия, впитывая, пропуская через себя духовные, культурные ценности этого общества. Но самой большой ценностью является он сам, как свободный человек, имеющий право на индивидуальный выбор пути своей жизни. Подобно тому, как начало индивида это длительный и многоуровневый процесс эмбриогенеза, так и начало личности – долговременный и сложно структурированный процесс социализации, наиболее интенсивно протекающий в дошкольный период детства. Становление свойств личности протекает неравномерно и гетерохронно, соответственно той социальной роли, которую выполняет в обществе ребёнок, а также уровню созревания индивидных качеств. В своём общем развитии «от индивида к личности, от индивидности к индивидуальности, задаются все качества человека» [4].
Проблема развития ребёнка тесно связана с проблемой человеческого развития, которая, в свою очередь обусловлена взаимодействием нескольких факторов: наследственностью, средой, историческим временем, воспитанием и собственной практической и созидательной деятельностью ребёнка. Основным признаком процесса развития считается возникновения нового: появление нового качества, нового свойства, новых возможностей, т. е. того, что подготавливалось всем предшествующим ходом развития и что поднимает человека на более высокую ступень его бытия. В детстве этот процесс протекает наиболее заметно и ярко: из беспомощного крохотного существа за 6-7 лет образовывается, формируется самостоятельный индивид, способный к самоорганизации и обладающий специфически индивидуальным проявлением своего мировоззрения. Формирование личности совершается путём возникновения новых качеств, свойств, возможностей и других специфически индивидуальных проявлений, которые у человека природозаложены и которые проявляются у него на каждой новой ступени его общего развития. Человеческая личность формируется в ходе онтогенеза (когда реализуются генетические программы) одновременно с созданием специфических человеческих черт и будущей программы дальнейшего развития. Следовательно, субъективный опыт ребёнка представляет собой новаторский процесс, так как его внутренняя жизнь не копирует, не повторяет объективную реальность, а является чувственным отображением жизни во внутреннем мире, выражаясь в интеллектуальном, эмоциональном, волевом акте внешних действий индивида. Таким образом, каждый ребёнок развивается по-разному - «не может быть живого существа, которое было бы способно одинаково легко изменяться во всех мыслимых направлениях с течением времени» [5].
В основных психологических теориях детского развития прослеживаются концепции, которые можно выстроить в иерархический ряд, закономерно отражающий потенцию самораскрытия личности ребёнка в период дошкольного детства:
- метафизическая концепция – реализация, модификация и комбинирование природных задатков ребёнка;
– динамическая концепция – раскрывающая сущностные компоненты непрерывного процесса самодвижения, возникновения и образования качественно нового;
– социальная концепция – исследующая средовое влияние на развитие ребёнка;
– хронологическая концепция – отражающая характерные проявления детского развития в конкретный период его возраста.
Особенностью дошкольного детства можно назвать первозданность в проявлении индивидуальных личностных качеств. Индивидуальность выражается не во внешнем поведении ребёнка, его облике и т.п., а в способе проявления себя. Индивидуальное проявление личностных качеств составляет авторское содержание личности ребёнка, что позволяет ему быть самобытным, суверенным, независимым существом. Ребёнок единичен в обществе, в группе сверстников, он живёт своей собственной жизнью, однако реализует её в рамках общественной жизни.
Дошкольный возраст характеризуется формированием у детей эмоционально-чувственной сферы, понятийного аппарата, развития мышления и речи, процессов самоконтроля и волевых установок. Известный американский психолог Э. Эриксон обращает особое внимание на то, что в первые годы своей жизни ребёнок проходит «школу» доверия и надежды, стыда и сомнения, инициативы и чувства вины, трудолюбия и уверенности в себе. Учёный акцентирует наше внимание на тот факт, что общение ребёнка со взрослыми должно быть глубоким и приносящим удовлетворение обеим сторонам. Воспитание ребёнка в Любви и Мудрости позволяет максимально открыться всем задаткам, способностям и личностным качествам его индивидуальности. Важно сохранить в нём изначально заложенное природой чувство любви и доверия, выработать искреннее и доброжелательное отношение к миру. Эти качества находятся в прямой зависимости от того, каким образом складываются отношения между ребёнком и взрослым. На ранних этапах своего развития, человек проявляет разнообразные поведенческие реакции, которые обусловлены качеством удовлетворения его природных потребностей и зависят от влияния среды на индивида. Поведение человека обуславливается не только внешними воздействиями, но и их собственной природой, их структурой. Эта мысль означает, что всякое явление имеет как свою внешнюю, так и внутреннюю причину и импульс. Переход внешнего во внутреннее отражается в индивидуальном развитии индивида (его личностных качествах), которые основываются не только генетической, но социальной программах (воспитание, образование), причём, последняя, чаще всего, является доминирующей и оказывает влияние на развитие психических свойств. Организм является единой материальной системой с различными уровнями динамически интегрированных компонентов, среди которых психические функции непосредственно выражают его жизнедеятельность. Новейшие достижения молекулярной биологии, нейрофизиологии, психологии и этологии выявили механизмы связей между врождёнными и приобретёнными элементами поведения и психики человека; раскрыли представления о физиологических механизмах его психической деятельности. Это позволило определить функции организма, эволюционно развивающиеся в ходе филогенеза [6]:

  1. управление и координация деятельности различных органов от текущей жизни;
  2. реализация врождённых программ развития в зависимости от специфически возникаемых стимулов;
  3. первичный анализ поступающих извне сенсорных раздражений и формирование на этой основе представлений об окружающем мире;
  4. развитие долговременной памяти, путём запоминания особо значимых событий, установление ассоциаций и соответственно этому обогащение, корректировка прирождённых программ;
  5. формирование личного субъективного опыта на основе чувственного отображения реальности, усвоение языка и культуры.

Двадцатый век способствовал появлению нового экзистенционально-личностной направления педагогики. Такие человеческие понятия, как Истина, Добро и Красота являются ценностями духовной жизни, и существуют эти понятия только в сознании и только для сознания. Основа духовного воспитания – побуждение ребёнка к служению гуманистическим идеалам, имеющих приоритетное значение в жизни человечества.
Ребёнок дошкольного возраста обладает уникальной способностью к самостоятельному созиданию, универсальным даром поднимать и решать философские проблемы, такие как Кто я? Что такое мир? Что такое Добро и Зло? и т. п. Для его полноценного воспитания необходимо, чтобы воспитательно-образовательный процесс имел развивающий характер, был интегрированным, целостностным, диалогичным и субъектно-ориентированным, чтобы в нем прослеживалась преемственность всех уровней образовательной сферы и семьи. Ориентация на самовоспитание как цель, условие и результат воспитательного процесса помогает оформить суперпозицию ребёнка – равноправную и самостоятельную, выражающую определенную систему ценностей.
Бытие ребёнка – это определённого рода реальности и ценностно-смысловые структуры психической, исторической, культурной и ментальной жизнедеятельности, которые исполняют роль создателей личностного в индивиде. В контексте целостного изучения бытия ребёнка, мы устанавливаем связи между биологическими, психологическими, культурологическими и социологическими знаниями, синтезируя современные представления о структуре организма, личности и социума. В совокупности это актуализирует аксиологические аспекты в проблематике личностного развития дошкольника.
В понятие аксиологического аспекта бытия ребёнка входят все составляющие бытия человека. Система ценностей, выступающая совокупностью реально существующих смыслов, идей и вещей, по своему содержанию является системой социально-экономических и идеологических отношений общества. Законы, правила, принципы и концептуальная цель этой системы направлены на реализацию аксиологического смысла жизнедеятельности человека, на выполнение плана человеческого бытия. Ценности – это всегда нечто значимое для человека и поэтому они всегда связаны с субъективными предпочтениями и симпатиями, это всегда личностно окрашенное отношение к миру, основанное на собственном жизненном опыте.
Исходным моментом развития будущей системы ценностных знаний ребёнка, служит его индивидуально-личностная потенция к их освоению и пониманию. Вступая в жизнь, ребёнок погружается в мир ценностей, и окружающее пространство становится для него образом Бытия и образом собственной Культуры. В общей программе развития ребёнка участвуют его сущностные силы, обеспечивающих выполнение витальных функций (индивидуально-органические, родовые, когнитивно-праксиологические, социабельные), которые одновременно являются и фундаментальными потребностями (материальными и духовными).
Витальные потребности служат основой самопрограммирования личности адекватной природной потенции.
Индивидуально-органические функции исполняют проект физического развития организма, его биологические задачи: рост, развитие тела, внутренних органов в соответствии с внешними изменениями. Этот процесс обеспечивает адаптацию организма к окружающей природной и социальной среде, поддерживает естественный баланс телесной организации.
Родовые функции несут на себе выполнение генетической идентификации с прошлыми поколениями и сохранение социальных устоев семьи как рода.
Когнитивно-праксеологическая функция имеет адресную направленность практической деятельности ребёнка, в индивидуальном проявлении его способностей, задатков, и, как правило, зависит от качества воспитания и обучения.
Социабельная функция включена в систему нравственных отношений и практически реализуется во всех видах общения ребёнка (включая мышление, поведение), а также в экзистенциональных его проявлениях – сочувствие, сопереживание, понимание и т. п.
Рассмотрение общевитальных функций ребёнка предполагает изучение психофизиологических и ценностно-праксиологических аспектов его реального бытия в проявлении взаимосвязей и личностной автономии. Существующая культура, какой бы богатой она не была, не является гарантом формирования культурной личности. Для того чтобы определить воздействие культуры на организацию представлений ребёнка о мире и о себе, необходимо рассматривать культуру как на одно из важнейших условий его жизни. Культура является для ребёнка зарождающимся в его сознании импульсом к сакральному познанию и творческому созиданию собственного бытия.Исследователи отмечают, что ещё до рождения ребёнок испытывает на себе влияние культуры и появляется на свет с определённым уровнем готовности к её воспроизведению. Рассматривая составляющие культурного саморазвития ребёнка, мы выделяем несколько уровней: мир физического тела, мир природы, мир искусства.
К комплексу ценностных понятий культуры относится человек, как совершенный телесный организм. В понятие телесности включается не только физическая и биологическая данность, но и потенция к человеческому самораскрытию через чувственное отношение к миру, способам активной деятельности. Из телесной области поднимаются жизненные инстинкты и желания, которые в последующем переходят в область сознания. Будучи философским понятием, телесность выходит далеко за рамки анализа деятельности собственно организма человека, она определяется как общественный способ бытия человеческого тела и обращение с ним, как фундаментальное условие бытия человека в мире (Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, Х. Ортега-и-Гассет, П. Флоренский и др.). Тело человека способно реально функционировать только в своём социальном бытии, где природная основа обретает социальное рождение. Следовательно, физическая культура – средство созидания ребёнком самого себя, своего тела и своего духа, это уникальный способ самовыражения своего внутреннего мира и отношения к внешнему миру, проявляемого в самодвижении, направленном на совершенствование своей природной данности.
Взаимодействие природы и ребёнка выступает первоначально в качестве праксиологического и когнитивного аспекта его жизнедеятельности. Согласно онтологической концепции человека, природа и общество всегда «очеловечены» и выступают лишь предпосылками становления будущей личности. Способ творческого постижения природы рождает в сознании ребёнка систему культурно-экологических связей Природы и Человека. Интегрированными знаниями о мире природы можно назвать культурные формы (загадки, заклички, предания, легенды, сказки, календари, игры и т. п.), несущие в своём содержании опыт взаимодействия человека с природой, закладывающие основы естественнонаучных и экологических представлений, формирующие экологическое сознание ребёнка.
Феномен искусства заключается в его преобразующей функции, – приобщаясь к различным видам искусства, ребёнок потенциально способен осуществлять собственное развитие в качестве духовной личности. Искусство исподволь создаёт условия для проявления социальной активности ребёнка, вырабатывает ценностное отношение к действительности, эталоны способов общения с окружающими его людьми. Невидимые нити творческой мысли, фантазии и воображения погружают ребёнка в «эстетический экстаз», плодом которого рождаются первые рисунки, четверостишья, мелодии, пластические движения и другие изобретения творческой мысли. Следует отметить, что особую роль в саморазвитии личности выполняет синтез искусств, способствующий более тонкому восприятию ребёнком интеграции художественных образов.
Важнейшей составляющей бытия ребёнка является область его отношений с другими людьми, именно в диалоге с миром интегрированы глубинные человеческие смыслы, пути и способы самореализации, самоутверждения личности, поскольку взаимодействие, осуществляясь в живом общении, носит социальный характер. Установление диалогового общения с ребёнком происходит ещё во время его нахождения в утробе матери, и вступает в активную фазу своего развития после рождения. Шаг за шагом, рёбенок осваивает различные виды диалогового общения (вербального и невербального): глаза-в глаза, звуковоприятие-звукоподражание, простейший словесный диалог, диалог с предметами, игрушками, общение с родными, сверстниками и т.д. Благодаря диалогу, ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире, систематизирует личный жизненный опыт, «оттачивает». познавательный интерес.
Проблема познания и осознания ребёнком окружающего мира закономерно входит в круг антропологической проблемы бытия, сущего и места в нём человека. Сознание собственно и существует как процесс и результат осознания мира человеком. Следовательно, актуализируется проблема не только о взаимодействии и взаимоотношении человека с миром, но и о мире в соотношении с человеком. Таким образом, ребёнок, как будущая личность вступает в сложно-иерархические отношения с миром, при этом выполняя интегрально-конструктивную функцию созидательного начала в процессе собственного деятельностного бытия. Сознание ребёнка – наиболее трансцендентное свойство его психики. Является ли оно врождённым или приходит к ребёнку в процессе его «вхождения» в окружающий мир при помощи освоения им способов, правил и норм жизнедеятельности в социуме? Традиционно считается, что совокупность получаемых знаний оформляется в логическую последовательность причинно-следственных связей, в результате чего происходит понимание ребёнком происходящего. Современные педагоги отмечают наличие у детей самостоятельного или даже «врождённого понимания» различных явлений и смыслов, что позволяет охарактеризовать процесс формирования детского сознания как «свободную лёгкость» в познании и открытии для себя окружающего мира, как всепринимающее состояние. Следовательно, априори сознание ребёнка «настроено» на активную познавательную деятельность. А это, в свою очередь, требует от педагога чуткого понимания когнитивных потребностей каждого ребёнка. А.Н. Леонтьев подчёркивал, что личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание. Однако, становление новой личности подразумевает обоюдное обогащение как ребёнка, так и взрослого, причём, первому отводится роль созидающего творца, а второй исполняет роль чуткого «ведуна» - посвящённого в знания.
Воспитание, по существу является определённым способом передачи этических норм старшего поколения младшему (отношения к самому себе, к другим и к миру). В данном процессе происходит развитие способности ребёнка воспринимать, «напитываться» добродетельностью, это восхождение его к идеалу человека, как гармонии души, тела и духа. Получение же определённых знаний, умений, навыков (предметное обучение) представляет собой средство для достижения главной цели - образование человека. Благодаря способности ребёнка конструировать свой собственный мир - образовательное пространство - и самого себя, как личности, каждое новое поколение обогащает человеческий потенциал новыми креативными способностями. В акте «творения» и заключается инновационный смысл появления специфически новых универсальных способностей ребёнка. Таким образом, культуросозидающий аспект воспитания заключается в творческом присвоении ребёнком исторически сложившихся и исторически складывающихся форм человеческого бытия, что подразумевает потенциальную способность каждого ребёнка творить собственный духовный мир.
Успешность воспитания в ребёнке созидающего сознания зависит от нескольких факторов, сопутствующих этому процессу. Первый – вера в ребёнка. Поддержка, поощрение, вовремя оказанная помощь формируют в сознании малыша устойчивое чувство солидарности и доверия, а значит, воспитывают уверенность и целеустремлённость. Второй – надёжность старших. Ощущение верного товарища, понимающего союзника, справедливого друга, помогает детям освоить нравственные и этические нормы, которые являются фундаментом последующих их отношений во взрослой жизни. Третий – свобода выбора в способах деятельности, мышления, высказывания. Четвёртый – право на уважение личности. Взрослый должен понимать, что ребёнок нуждается в территориальной свободе, ему необходимо иметь место уединения, пространство для игр, стол для занятий. Прекрасно, когда взрослые тактично и серьёзно относятся к личностным переживаниям ребёнка - сомнение, неуверенность, тревога, радость, восторг, стеснение, задумчивость и т. д. Развитие творческой индивидуальности ребёнка – многогранный и многоаспектный процесс реализации, модификации и комбинирования задатков. Это непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового качества, не существовавшего на прежних возрастных ступенях. Совокупность биологических, социальных и культурных факторов реализуется в ребёнка при его взаимодействии с природой, средой и воспитанием, однако главный фактор развития его личностных качеств – свобода – возможность творческого «жизнесозидания». Проявляя свою природную активность, ребенок становится свободным субъектом творческих свершений. Закон жизни, как считает К. Юнг (и к мнению которого следует прислушаться), в конечном счёте, нацелен на индивидуально проживаемую жизнь.


[*]

[1] Сафонова О. Дошкольное учреждение: основы управления качеством образования. / Дошкольное воспитание, № 12, 2003.

[2] Рубенштейн С.Л. Человек и мир. - М., 2001.

[3] Кайдалов В.А., Железняк В.Н., Имакаев В.Р. Философия и педагогическая теория. / Перм. гос. техн. ун-. - Пермь, 2005.

[4] Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.– Политиздат, 1988.– («Личность. Мораль. Воспитание»).

[5] Кузьмина С.Л. Философия и педагогика: методологические аспекты истории взаимосвязи. М: Педагогика, № 5, 2001. – 5 с.

[6] Кузьмина С.Л. Философия и педагогика: методологические аспекты истории взаимосвязи. М: Педагогика, № 5, 2001

Опубликовано:
Инновации в дошкольном образовании: теория, опыт, проблемы: материалы региональной научно-практической конференции, г. Чайковский, 14-15 декабря./ Под общ. Ред. Л.В. Коломийченко. – Чайковский, 2005, с. 11-14.