Философско-антропологические аспекты детства

Т.Д. Попкова

[*]

Кардинальные изменения, происходящие за последние годы во взглядах учёных на природу детства, его фундаментальной ценности для будущей жизни человека, существенно повлияли на общественное сознание и вызвали потребность пересмотра научных концепций. Исследование мира Детства в философско-антропологическом измерении связано с потребностью углублённого изучения Детства как предмета философской проблематики.

Антропологическая онтология Детства. Развитие ребёнка, происходит в процессе его «вхождение в образ человека», – гармонически целостной личности. Детство занимает значимый период в потенции своей направленности, что позволяет нам рассматривать его как глобальное «планетарное явление» (В.И. Вернадский). «Мир детства, – по словам И. Кона, – неотъемлемая часть жизни любого народа» [1]. Феномен детства неотделим от истории самого человеческого общества и становления его социального самосознания.
Становление индивидуальности ребёнка происходит через развитие его сознания, который выступает в качестве процесса познания мира. Проблема потенциального развития будущей личности лежит в области его взаимоотношений с окружающим миром. В этом процессе Ребёнок исполняет роль интегрированного первоначала, наделённого потенцией к активной деятельности.

Антропологическая аксиология Детства. Развиваясь во временном континууме, ребёнок удовлетворяет свои человеческие потребности и апробирует свои потенциальные способности, которые приобретают статус ценностей. Само бытие ребёнка наделяется человеческим смыслом, т.е. такими ориентациями, которые лежат в потенции будущей личности. Получение ребёнком базовых знаний, ценностей жизненного опыта от старшего поколения закладывают основы общей культуры – это ложится в основу ценностных отношений Ребёнка и Мира. Бытие ребёнка – это мир человека, мир культуры как ценностной системы, созданной совокупным опытом человечества, заключающих в себе глубинные гуманистические смыслы, через которые раскрываются потенции будущей личности в саморазвитии, самоутверждении и общении с другими людьми. Только Детство обладает своими потенциальными возможностями в развитии и становлении индивида как биологически совершенного организма, как существа, способного к усвоению колоссального объёма знаний, как индивидуальности в проявлении заложенных Природой потенций, как личности, способной к саморазвитию.

Антропологическая гносеология Детства. Познавательная деятельность ребёнка носит эмпирический характер. Дети познают мир с помощью всех органов чувств, которые в совокупности являются частями системы и восприятия и познания окружающего мира. Исследовательская деятельность ребёнка основана на приобретении, приращении личного опыта, что позволяет в конечном итоге создать собственное представление и понимание о каком-либо предмете, явлении, событии, что, в свою очередь, вырабатывает личностное отношение к окружающему миру и людям. Конструктивная деятельность является практической реализацией творческих способностей дошкольников к воображению, фантазированию, в основе которых лежит образное мышление. Побуждая развитие абстрактного мышления, творческая деятельность детей демонстрирует неординарное видение предметного мира (например, нестандартное использование в игровой деятельности), интерпретацией жизненных событий и явлений природы. Следовательно, познавательная деятельность ребёнка «очеловечивается» им самим, наполняется смысловым качеством и используется для удовлетворения собственных жизненных, интеллектуальных и креативных потребностей.

Антропологическая праксикология Детства. Детство является началом жизненного пути человека. В детстве проявляется внутренняя универсально-динамическая потенция человеческого существа:

  1. неограниченность способностей и возможностей. Ребёнок может буквально все освоить всё, что ему будет доступно. Что из этого потенциального «всего» реализуется в будущем, в каких условиях будет актуализироваться превращаясь в действительность, – до сих пор остаётся «закрытой информацией» для исследователей, пытающихся найти общий механизм развития личности человека;
  2. бесконечная пластичность – способность развивать какую-либо сторону своего существа. Обладание ребёнком данной способностью легко доказать его готовностью к обучению и воспитанию разнообразными по содержанию и направленностью образовательными программами, способами, методами, технологиями.
  3. трансцендентная свобода – ребёнок начинает жизнь не с деятельности, а с созерцания – он изучает внешний мир своим «внутренним взором», «подготавливая» программу собственных реакций, действий. Период созерцания протекает в глубинных слоях его психической организации достаточно интенсивно и продуктивно,. Приоритетной направленностью жизни новорождённого можно считать актуализацию жизненных потенций на «извлечение» изнутри, а не получение чего-либо извне (так, например К. Маркс писал, что «человек извлекает из себя родовые силы»).

Экзистенциональная антропология Детства. Детство – это уникальное состояние человека. В детстве человек проходит неповторимый путь своего индивидуального развития, вбирая, впитывая в себя не только накопленный опыт человечества (познавая окружающий мир), но и раскрывая свой внутренний мир чувств, мыслей, желаний (обретая рефлексивные и креативные способности), т.е. приобретает свой собственный, уникальный опыт.


[*]

[1] Этнография детства. Традиционный формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Наука, М., 1983. С.9

Опубликовано:
Антропологические основания теоретического мышления: материалы научной конференции (г. Екатеринбург, 16017 ноября 2004 г.); Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005, с.223-225.