Европейские писатели говорят с детьми о смерти и толерантности

Источник: РИА Новости
Михаил Шиянов

26/03/2008

В издательстве "Открытый мир" вышли новые детские иллюстрированные книжки, - "Как дедушка стал привидением" и "Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка" датского писателя Кима Фупса Окесона, в которых затрагиваются темы смерти и толерантности, - рассказала РИА Новости редактор детской серии издательства и переводчик Мария Людковская.
По сюжету книги "Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка", у двух среднестатистических датчан рождается ребенок-обезьянка. Поначалу родители ее стесняются, живут за опущенными шторами, выходят гулять в темных очках. Однажды они отправляются в зоопарк и видят в вольере обезьяну с настоящим человеческим детенышем на руках.
"Казалось бы, как просто протянуть руку и поменять малышей. Но вдруг они понимают: "Невозможно променять свою собственную обезьянку даже на самого прекрасного младенца в мире", - рассказывает Людковкая.
"Может показаться, что история скорее адресована родителям, нежели детям. Но на самом деле - это пример, иллюстрирующий честность скандинавской детской литературы. Ведь это тоже тема, которую надо обсуждать с ребенком, тем более, что интерес у детей всегда есть, главное только не задушить его", - добавила она.
В другой книге история про дедушку и внука начинается со смерти дедушки. Мама говорит мальчику, что тот отправился на небеса, папа говорит, что он стал землей, но ребенку непонятно ни то, ни другое. К тому же, каждую ночь дедушка возвращается к своему внуку. Они вместе пытаются разобраться, что же он не доделал в жизни, что забыл - почему он стал привидением? И выясняют, что дедушка не успел попрощаться со своим внуком.
"Смерть в скандинавской детской литературе - тема не табуированная", - отметила редактор детской серии "Открытого мира". - В Скандинавии не принято заигрывать с детьми, упрощая и приукрашивая окружающий мир - будь то в литературе, в театре или в повседневном общении взрослого с ребенком. Но о смерти с ребенком можно говорить по-разному".
Людковская привела в пример произведение шведской писательницы Перниллы Стальфельт, которая в своей "Книге о смерти", также выпущенной издательством "Открытый мир", перечисляет и описывает все, что связано с этим явлением.
"В этом "справочнике" Стальфельт есть все или почти все в помощь ребенку, родителям или педагогам", - сказала она.
По - другому тема смерти осмысляется в книге шведского писателя Ульфа Нильсона "Самые добрые в мире" ("Самокат", 2008). В ней рассказывается о том, как дети решили открыть похоронное бюро для мертвых животных.
"Здесь трудное перерабатывается при помощи игры в самом прямом смысле слова. У каждого ребенка - своя роль: могильщик, поэт, сочиняющий эпитафии, плакальщик", - сказала Людковская.
В книге "Как дедушка стал привидением" автор переводит смерть из сферы абстрактного в личное. Окесон не говорит о том, что это такое и не предлагает ребенку сыграть в ролевую игру.
"Он просто рассказывает трогательную историю. Ведь каждый ребенок рано или поздно столкнется со смертью близкого. И, возможно, не всякий родитель найдет нужные слова, чтобы помочь ему справиться с горем и все объяснить", - резюмировала Мария Людковская.