Воспитательная работа в школе

Еженедельный бюллетень социологических сообщений
Фонда "Общественное мнение"
Выпуск 13 от 3/04/2008.

Источник: ПОЛИТ.РУ

Ирина Шмерлина

Школа, как известно, не только учит детей, но и воспитывает их – по крайней мере, именно так обстояло дело в насыщенные идеологией «доперестроечные времена». Впрочем, и сегодня подавляющее большинство респондентов (83%) убеждены в том, что школа «должна и учить, и воспитывать», и лишь 12% полагают, что дело школы – только обучение, но не воспитание. Еще более единодушно в воспитательную миссию школы верят те респонденты, у которых в числе родных и близких есть дети-школьники (таковых в нашей выборке оказалось 42%), – 89% среди них предписывают школе «и учить, и воспитывать».

Отвечая на открытый вопрос: «В чем, на Ваш взгляд, должна состоять воспитательная работа в школе, в каких формах она должна проводиться?», респонденты высказывали свои мнения как о приемлемых формах, так и о содержании воспитательного процесса.

Что касается форм воспитательной работы, то здесь обычно упоминались разнообразные мероприятия, апробированные в практике отечественной педагогики, – начиная от «кружков по интересам», спортивных секций и т. п. (14%) и заканчивая созданием «организаций типа пионерской» (2%), проведением классных часов (2%), «встреч с ветеранами» и «интересными людьми» (1%). Заметим, что при этом довольно часто смысл школьной воспитательной работы видится респондентам не в формировании, культивировании тех или иных качеств личности ребенка, а в самом факте организованной занятости детей: «в кружках разных, чтобы дети не шатались по улице»; «больше занятости детей»; «дети больше времени находятся в школе».

Участники опроса, говорившие о содержательной стороне воспитательной работы, о тех качествах, которые школа должна прививать детям, обращали внимание как на духовно-нравственные ценности («порядочность»; «учить моральным нормам»; «больше говорить о духовности, о нравственности»; «учить дружбе, любви, всему доброму»; «чтобы хорошо относились к людям» и т. п. – 10%), так и на «этикетные нормы» общения, правила поведения в обществе («азы приличия»; «внушать, чтоб вели себя достойным образом»; «воспитывать, чтоб вели себя в быту хорошо»; «беседы проводить по поведению в обществе, по внешнему виду, по отношению к девушкам и женщинам» – 7%). Довольно часто люди говорили о том, что в той или иной форме (беседа, объяснения, личный пример) детей необходимо «обучать жизни», «учить детей жизни, выживать в обществе».

Реже респонденты вспоминали о приоритетах прежней системы воспитания – таких, как патриотизм (5%) и «любовь к труду» (4%). Впрочем, еще реже они говорили о том, что воспитание в школе должно противодействовать влечению детей и подростков к алкоголю и наркотикам («больше рассказывать ребятам о вреде наркотиков»; «объяснять молодежи, чтобы не пили, не курили, не наркоманили»; «учить детей не пить, и не курить» – 2%).

Некоторые респонденты делились своими представлениями о наилучших методах педагогического воздействия. Одни при этом придерживались либерально-гуманистического подхода к воспитанию, подчеркивая необходимость бережного и уважительного обращения с детьми («к детям относиться лучше»; «дать почувствовать детям самостоятельность, относиться как ко взрослым, не оскорблять, не унижать»; «справедливость, ласка должна быть»; «не наказывать силой, объяснять» – 4%), пользу личного примера («учитель должен общаться с детьми, воспитывать личным примером» – 2%), эффективность игровых методов воздействия, стимулирующих интерес детей («в игровой форме, неназойливо» – 3%), важность индивидуального подхода к ребенку (1%).

Другие, напротив, высказывались за усиление авторитарного начала в педагогике: они призывали ужесточить дисциплинарный контроль за поведением школьников («контроль полный за поведением детей»; «чтобы была дисциплина»; «дисциплина в первую очередь»; «чтобы строго было, не хулиганили» – 2%) и «дать больше власти учителям», вплоть до права телесного наказания («поднять авторитет учителей, дать им больше полномочий»; «как раньше – учителей боялись, уважали»; «физическая расправа – указкой по рукам»; «телесно наказывать за проступки» – 1%).

Вспоминая годы своего школьного детства, респонденты, как правило, говорили, что в их время учителя уделяли воспитанию детей достаточно внимания, – «столько, сколько нужно» (60%). Пятой части опрошенных (18%) воспитательные усилия их педагогов казались чрезмерными, а 13%, напротив, недостаточными (показательно, что последний ответ чаще других давали молодые респонденты – те, кому сегодня от 18 до 35 лет, – 21%). Немногие (4%) утверждали, что их педагоги вообще не занимались воспитанием детей.

Значительная часть респондентов (45%) полагают, что сегодня учителя уделяют меньше внимания воспитанию детей, нежели это было в их школьные годы. Такое мнение особенно распространено среди респондентов среднего возраста – от 36 до 54 лет (56%), а также среди жителей Москвы и больших городов (56% и 54% соответственно). Среди родственников школьников его разделяют 53%.

Считающие, что учителя стали уделять меньше внимания воспитательной стороне педагогического процесса, практически единодушно воспринимают эту тенденцию негативно (43% отрицательных оценок и 1% затруднившихся ответить). Среди родственников школьников также безусловно доминирует ее осуждение (51% отрицательных оценок и 2% затруднившихся ответить).

Пятая часть опрошенных высказали предположение, что «объем» внимания, которое учителя уделяют воспитанию детей, остался прежним – таким же, каким он был в годы их ученичества (особенно часто это мнение высказывали молодые респонденты), а 9%, напротив, считают, что в сегодняшней школе воспитательная функция «усилилась». Четвертая часть респондентов воздержались от определенного суждения на этот счет.

Примерно половина респондентов, чьи дети, внуки или иные близкие родственники учатся в школе (или 20% от всей выборочной совокупности), утверждали, что в этой школе проводится воспитательная работа во внеучебное время, причем, по почти единодушному мнению взрослых, их детям эти внеклассные мероприятия нравятся (17%; 2% сказали «не нравятся», 1% затруднились ответить). Отвечая на открытый вопрос: «Какие именно мероприятия проводятся в школе во внеучебное время в рамках воспитательной работы?», респонденты называли кружки и секции (7%), разнообразные экскурсии (3%) и коллективные выходы в театр, цирк, кино (2%), спортивные соревнования, турпоходы, праздники, конкурсы и т. п. (порядка 1–2% упоминаний в каждом случае). Отдельные респонденты говорили о мерах целенаправленного воспитательного воздействия: «классный час», «разговоры о поведении учеников»; «воспитательные лекции»; «учат детей жизни»; «каждую неделю выделяется время, когда им объясняют, как жить, популярно объясняют».

По словам каждого четвертого респондента, имеющего среди родственников детей-школьников (11% от выборочной совокупности), в их школе воспитательная работа не ведется (этот ответ довольно часто звучал в Москве – 18%); столько же (10%) не смогли сказать на этот счет ничего определенного.