Детство и дети. Начальная библиография
Приведенный список не является ни репрезентативной библиографией (хотя он в некоторой степени все же показывает состояние дел в этой области), ни списком рекомендуемых наиболее важных классических работ (они в нем, конечно, есть, но нет полных перечней публикаций корифеев исследований детства). Этот список представляет собой, скорее, некоторое вольное справочно-информационное введение в тему, воспользовавшись которым и оттолкнувшись от которого заинтересованный исследователь смог бы начать самостоятельное изучение детства как отдельной культурологической и исторической проблемы. Данный перечень отражает замысел составителей о создании большого библиографического полидисциплинарного указателя по исследованиям детства.
Начало современному этапу в исследованиях истории и культурологии детства было положено вышедшей в 1960 году в Париже книгой Филиппа Арьеса (1914–1984) «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке». Новаторская концепция автора о том, что понятие «детство» является не данной на все времена реальностью, а социокультурным конструктом, который в разных культурах и эпохах наполняется различным содержанием, различной ценностью и материальным «сопровождением», вызвала к жизни сотни исследований на разных языках мира. В историографическом обзоре 1991 года (Children in Historical and Comparative Perspective. An international handbook and research guide. Ed. by Joseph M. Hawes and N. Ray Hiner. N.Y.; Westport; Connecticut; London, 1991. P. 471.), где рассказывалось о результатах исследований во всех европейских странах, глава, посвященная России, начиналась следующими словами: «В России не существует истории детства. И сами русские, и иностранцы, занимающиеся ее изучением, если и обращали внимание на детство как на предмет исследования, то лишь мимоходом». И это было действительно так. В зарубежной науке детство как предмет изучения синтезировало в себе культурологию, историю, детскую психологию, педиатрию, социологию воспитания, историю образования, педагогику, историю детской литературы, детский фольклор, историческую демографию, этнографию и многие другие дисциплины, в России же советского времени «детство» не воспринималось как возможный предмет исследования. Библиография к статье «Детство» в «Российской педагогической энциклопедии» (М., 1993) насчитывала всего пять названий, оставляя читателя в неведении о том, как детство исследуется в бесчисленном количестве научных трудов. Единственной книгой, познакомившей русскоязычного читателя с зарубежной литературой по истории детства и показавшей весь огромный и сложный спектр вопросов, связанных с его исследованием, была в те годы работа И. Кона «Ребенок и общество» (М., 1988), быстро ставшая научным бестселлером и классикой жанра.
К настоящему времени появились и другие русскоязычные работы о детстве, хотя рубрикатора «История детства» в наших библиотеках до сих пор нет и библиографы каждый раз принимают непростое решение о том, куда размещать литературу этого направления. На русском языке уже есть перевод монографии Арьеса. Написано немало работ, относящихся к советскому детству, за авторством как зарубежных, так и отечественных исследователей. Однако среди них преобладают этнографические, социологические и исторические труды. Об истории детской моды, о восприятии физического облика детей в российской культуре, собственно, об объеме понятия «детство» публикаций до сих пор почти нет. Надеемся, что обращение «Теории моды» к данной теме откроет им дорогу.
- Alexandre-Bidon D. L'enfant dans la maison rurale au Moyen Âge // Le village médiéval et son environnement. Études offertes à Jean-Marie Pesez. Paris: P. U. de la Sorbonne, 1998. Pp. 253–272.
- Alexandre-Bidon D., Lett D. Les enfants au Moyen Âge (Ve–XVe siècles). Paris: Hachette, 1997.
- Amberg L. Zur Konstruktion von Kindheit in deutschprachigen Enzyklopaedien des 18 Jahrhunderts. Bern: Peter Lang, 2004. 380 S.
- Atherton C. Children, Animals, Slaves and Grammar // Pedagogy and Power. Rhetorics of Classical Learning. Too Y. L., Livingstone N. (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Pp. 214–244.
- Auger D. (dir.). Enfants et enfances dans les mythologies: Actes du VIIe colloque du Centre de Recherches Mythologiques de Paris X (Chantilly 16–18 septembre 1992). Paris: Les Belles-Lettres, 1995.
- Avery G. Behold the Child. American Children and their books 1621–1922. Baltimore; Maryland, 1994.
- Avery G., Reynolds K. (eds.). Representations of Childhood Death. London: MacMillan Press, 2000.
- Ball A.M. And Now My Soul is Hardened: Abandoned Children in Soviet Russia, 1918–1930. Berkeley etc.: University of California press, 1994.
- Bambini santi, rappresentazioni dell'infanzia e modelli agiografici. A cura di A. Benvenuti Papi e E. Giannarelli. Turin, 1991.
- Beaumont L. Mythological Childhood — a Male Preserve? An Interpretation of Classical Athenian Iconography in its Socio-Historical Context // Annual of the British School at Athens. 90. 1995. Pp. 339–361.
- Beaumont L. Born Old or Never Young? Femininity, Childhood and the Goddesses of Ancient Greece // The Sacred and the Feminine in Ancient Greece. Blundell S. and Williamson M. (eds.). London; N.Y.: Routledge, 1998. Pp. 71–95.
- Becchi E., Dominique J. (éd.). Histoire de l'enfance en Occident. Vol. I. De l'Antiquité au XVIIe siècle. Paris; Seuil: L'univers historique, 1998. Original italien: Storia dell'infanzia. I. Dall'antichità al Seicento. Rome; Bari: Laterza, 1996. Vol. II. Du XVIIIe siècle à nos jours. Paris; Seuil: L'univers historique. Original italien: Storia dell'infanzia. Dal Settecento a oggi. Rome; Bari: Laterza, 1996.
- Bedaux J.B., Ekkart R. (eds.). Pride and Joy. Children's Portraits in the Netherlands. 1500–1700. Catalogue des expositions de Haarlem et d'Anvers. Ludion et Abrams, 2000.
- Behnken I. “Auf der Fahrt zur Entdeckung des Kinderlandes”. Wissenschaftliche Elterntagebuecher als neue Quelle fuer die historische Kindheits-, Familien- und Sozilisationsforschung // Volkskunde in Niedersachsen. 1. 2003. S. 4–25.
- Bideau A., Desjardins B., Perez-Brignolli H. Infant and Child Mortality in the Past. Oxford: Oxford University Press, 1997.
- Borras Llop J.-M. (dir.). Historia de la infancia en la Espana contemporanea. 1834–1936. Madrid: Ministerio de trabajo y asuntos sociales, Fundacion German Sanchez Ruiperez, 1996.
- Boswell J. Au bon cœur des inconnus. Les enfants abandonnés de l'Antiquité à la Renaissance. Paris: Gallimard, 1993. Original anglais: The Kindness of Strangers. The Abandonment of Children in Western Europe from Late Antiquity to the Renaissance. London: Lane, 1989.
- Bradley K.R. Child Care at Rome: the Role of Men // Historical Reflections/Réflexions historiques. 12. 1985. Pp. 485–523.
- Bradley K.R. Images of Childhood. The Evidence of Plutarch // Plutarch’s Advice to the Bride and Groom and A Consolation to His Wife. English Translations, Commentary, Interpretive Essays and Bibliography / Pomeroy S.B. (ed.). Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 1999. Pp. 183–196.
- Bronfenbrenner U. Two worlds of childhood: US and USSR. N.Y., 1970.
- Brown Sh. Late Carthaginian Child Sacrifice and Sacrifice Monuments in their Mediterranean Context. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1991.
- Calvert K. Children in American Family Portraiture, 1670 to 1810 // William and Mary Quarterly. 3 series. Vol. 39. Issue 1. 1982. Pp. 87–113.
- Campbell A., Muncer S. (eds.). The Social Child. (Studies in development psychology). Hove: Psychology Press, 1998. 418 p.
- Caroli D. L’educazione dell’uomo nuovo in Urss (1928–1932) // A.Semerato (a cura di), L’educazione dell’uomo completo. Scritti in onore di Mario Alighiero Manacorda. Milano: La Nuova Italia, 2001. Pp. 111–140.
- Caroli D. Lettere autobiografiche dei bambini abbandonati in Urss (1924–1936) // Becchi E., Semerato A. (a cura di). Archivi d’infanzia. Per una storiografia della prima eta. Milano: La Nuova Italia, 2001. Pp. 199–230.
- Caroli D. L’enfance abandonee ed délinquante dans la Russie soviétique (1917–1937). Préf. J.Scherre. P.: L’Harmattan, 2004. 366 p.
- Caroli D. Ideali, ideologie e modelli formativi. Il movimento dei Pionieri in Urss (1922–1939). Prefazione di Nicola Siciliani de Cumis. (Storia sociale dell’educazione, 15; collana diretta da Carmela Covato e Simonetta Ulivieri). Milano: Edizioni Unicopli, 2006. 239 p.
- Carron R. Enfant et parenté dans la France médiévale, Xe–XIIIe siècles. Genève: Droz, 1989.
- Chamberlain A. The child and the childhood in folk-thought: the child in primitive culture. Norwood: PA, 1978. 464 p.
- Childhood Remebered: Proceedings from the 4th Annual IBBY / MA Children’s Literature Conference at Roehampton Institute London. Comp. and ed. by Kimberley R.L.: National Centre for Research in Children’s Literature, 1998. 166 p.
- Childhood Studies. A Reader in Perspectives of Childhood. Ed. by Mills J. and Mills R. London; N.Y.: Routledge, 2000. 204 p.
- Children in Historical and Comparative Perspective. An international handbook and research guide. Ed. by J.M. Hawes and N. Ray Hiner. N.Y.; Westport; Connecticut; London, 1991.
- Cohen J.J., Wheeler B. (eds.). Becoming Male in the Middle Ages. N.Y.: Garland, 1997. XX, 387 p. (The New Middle Ages, 4).
- Cooter R. (ed.). In the Name of the Child. Health and Welfare, 1880–1940. Londres; N.Y.: Routledge, 1992.
- Coulon G. L'enfant en Gaule romaine. Paris: Errance, 1994.
- Cox R. Shaping Childhood. Themes of uncertainty in the history of adult-child relationships. London; N.Y., 1996.
- Crawford S. Childhood in Anglo-Saxon England. Stroud: Sutton, 1999.
- Cunningham H. Children & Childhood in Western Society since 1500. Londres; N.Y.: Longman, 1995.
- Decocq Cl., Raepsaet G. Deux regards sur l’enfance athénienne à l’époque classique. Images funéraires et choés // Les Études Classiques. 55 (1). 1987. Pp. 3–15.
- Dekker R. Childhood, Memory and Autobiography in Holland. From the Golden Age to Romanticism. N.Y., 2000.
- Demause L. The Evolution of Childhood // History of Childhood Quarterly. Spring, V. 1. No 4. 1974.
- Destiny Obscure. Autobiographies of Childhood, Education and Family from the 1820s to the 1920s / Ed. and introduced by Burnett J. London; N.Y., 1994.
- Deutscher I. Lenin’s Childhood. London: OUP, 1970. 67 p.
- Dittmar K.K. Conceptions of Children in Early Medieval Society. New Haven: Yale University, 1996.
- Dixon S. (ed.). Childhood, Class and Kin in the Roman world. London; N.Y.: Routledge, 2001.
- Durantini M.F. The Child in Seventeenth-Century Dutch Painting. Ann Arbor, Michigan: UMI Research Press, 1983.
- Éducations médiévales, L'enfance, l'école, l'Église en Occident (VIe–XVe siècles) / Éd. par Jacques Verger. Histoire de l'Education. No 50, 1991.
- Edwards M.L. The Cultural Context of Deformity in the Ancient Greek World. Let There Be a Law That No Deformed Child Shall Be Reared // Ancient History Bulletin. 10 (3–4). 1996. Pp. 79–92.
- Egli W., Krebs U. (Hg.). Beitraege zur Ethnologie der Kindheit. Erziehungswissenschaftliche und kulturvergleichende Aspekte. Muenster: Lit, 2004. 183 S.
- Enfance abandonnée et société en Europe, XIVe–XXe siècles, Actes du colloque de Rome, janvier 1987, École française de Rome (30–31 janvier 1987). Rome, 1991.
- Enfant (L') son corps, son histoire. Actes des VIIe Journées Anthropologiques de Valbonne (1–3 juin 1994), L. Buchet (dir.), Sophia Antipolis, Éditions APDCA, 1997.
- Evans J.K. War, Women and Children in Ancient Rome. London; N.Y.: Routledge, 1991.
- Faaborg J.N. Les Enfants dans la littérature française du Moyen Âge, Études Romanes, 39. Museum Tusculanum Press, 1997.
- Feucht E. Das Kind im Alten Aegypten. Die Stellung des Kindes in Familie und Gesellschaft nach altaegyptischen Texten und Darstellungen. Frankfurt; N.Y., 1995.
- Finckenauer J. Russian Youth (law, deviance and the pursuit of freedom). New Brunswick; London, 1995.
- Foisil M. L'enfant Louis XIII. L'éducation d'un roi 1601–1617. Paris: Perrin, 1996.
- Forster J. & Krebs U. (Hg.) Kindheit zwischen Pharao und Internet. 4000 Jahre in interdisziplinaerer Perspektive. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2001. 207 S.
- Francis J.M.M. Adults as Children. Images of Childhood in the Ancient World and the New Testament. Oxford: Lang, 2006. 346 p.
- Geagan D.J. Children in Athenian Dedicatory Monuments // Boiotia Antiqua IV. Proceedings of the 7th International Congress on Boiotian Antiquities. Boiotian (and other) Epigraphy, J.M. Fossey (ed.), Amsterdam, J.C. Gieben. 1994. Pp. 163–173,
- Giallongo A. Il bambino medievale. Educazione ed infanzia nel Mediovo. Bari: Edizioni Dedalo, 1990.
- Gil’adi A. Children of Islam. Concepts of Childhood in Medieval Muslim Society. N.Y.: St.Martin’s Press, 1992. 175 p.
- Glenisson J. and Le Men S. Le livre d'enfance et de jeunesse en France. Bordeaux, Société des Bibliophiles de Guyenne, 1994.
- Golden M. Did the Ancients Care When Their Children Died? // Greece and Rome. 35. 1988. Pp. 152–163.
- Golden M. Children and Childhood in Classical Athens. Baltimore; London: The Johns Hopkins University Press, 1990.
- Golden M. Continuity, Change and the Study of Ancient Childhood // Classical Views/Échos du Monde Classique. 11 (1). 1992. Pp. 7–18.
- Golden M. Children's Rights, Children's Speech and Agamemnon // Ritual, Finance, Politics. Athenian Democratic Accounts Presented to David Lewis, R. Osborne, S. Hornblower (eds.). Oxford: Clarendon Press, 1994. Pp. 371–383.
- Golden M. Baby Talk and Child Language in Ancient Greece // Lo spettacolo delle voci, F. de Martino, A.H. Sommerstein (eds.). Bari: Levante, 1995. Pp. 11–34.
- Golden M. Children and Childhood in Hellenistic Historiography // Inventing Ancient Culture: Historicism, Periodization and the Ancient World. M. Golden, P. Toohey (eds.). London; N.Y.: Routledge, 1997. Pp. 176–191.
- Goodich M.. From Birth to Old Age. The Human Life Cycle in Medieval Thought, 1250–1350. N.Y.; Londres, 1989.
- Graff H. Conflicting Paths. Growing Up in America. Cambridge, MA; London, 1995.
- Greenleaf B.K. Children Through The Ages. A History of Childhood. N.Y.: Barnes & Noble Books, 1978. XIV. 165 p.
- Haas L. The Renaissance Man and His Children. Childbirth and Early Childhood in Florence, 1300–1600. N.Y.: St. Martin's Press, 1998.
- Haas L. The Renaissance Man and His Children. Childbirth and Early Childhood in Florence. 1300–1600. N.Y.: Palgrave, 1998.
- Hanawalt B. Growing up in the Medieval London. The experience of childhood in history. Oxford: OUP, 1993.
- Henderson J., Wall R. (dir.). Poor Women and Children in the European Past. N.Y.: Taylor and Francis Books, 1994.
- Hendrick H. Child Welfare. England, 1872–1989. London: Routledge, 1994. 354 p.
- Hendrick H. Children, Childhood and English Society, 1880–1990. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
- Herlihy D. Medieval Children // Essays on Medieval Civilisation. Austin; L., 1978. Pp. 109–141.
- Higonnet A., Albinson C. Clothing the Child's Body // Fashion Theory. Vol. 1 (Issue 2). 1997.
- Higonnet A. Pictures of Innocence. The History and Crisis of Ideal Childhood. Londres: Thames and Hudson, 1998.
- Histoire de l'enfance et de la jeunesse. Les optiques historiographiques et leurs temps // Actes du colloque international tenu à Athènes en 1998. Le Temps de l'Histoire en vue d'une Histoire de l'enfance et de la jeunesse. Athènes, 1998.
- History of Childhood Quaterly. The Journal of Psychohistory.
- Hunt D. Parents and Children in History. The Psychology of Family Life in Early Modern France. N.Y.; London, 1970.
- Huskinson J. Roman Children Sarcophagi. Their Decoration and its Social Significance. Oxford, 1996.
- Infant and Child Mortality in the Past, A. Bideau et al. (eds.). Oxford: Clarendon Press, 1997.
- Infanzie: funzioni di un gruppo liminale dal mondo classico all'Età moderna, a cura di O. Niccoli. Florence, 1993.
- Ingalls W.B. Attitudes towards Children in the “Iliad”. Classical Views/Échos du Monde Classique. 17 (1). 1998. Pp. 13–34.
- Johnston S.I. Charming Children: the Use of the Child in Ancient Divination // Arethusa, 34 (1). 2001. Pp. 97–118.
- Jordan E.Th. Victorian Childhood. Themes and Variations. N.Y., 1987.
- Karras M., Wiesehöfer J. Kindheit und Jugend in der Antike, Eine Bibliographie. Bonn: Habelt, 1981.
- Kelly C. Comrade Pavlik. The Rise and Fall of a Soviet Boy Hero. L.: Granta Books, 2005. 352 p.
- Kelly C. “Thank You for the Wonderful Book”: Soviet Child Readers and the Management of Children’s Reading, 1950–1975 // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 6. 4 (Fall 2005). Pp. 717–753.
- Kelly C. Children’s World: Growing Up in Russia, 1890–1981. Yale UP, 2007. 736 p.
- Kinderstuben: wie Kinder zu Bauern, Buergen, Aristokraten wurden, 1700–1850 / herausgegeben von Juergen Schlumbohm. Muenchen, 1983. 443 p.
- Kinder. Kindheit. Lebensgeschichte. Ein Handbuch. Hrsg. von Imbke Behnken & Juergen Zinnecker. Seele; Velber: Kallmeyer, 2001.
- King M. L. The Death of the Child Valerio Marcello. Chicago; London, 1994.
- Kirschenbaum L.A. Small Comrades. Revolutionizing Childhood in Soviet Russia, 1917–1932. N.Y.: Routledge Falmer, 2001. 232 p.
- Kleijwegt M. Ancient Youth. The Ambiguity of Youth and the Absence of Adolescence in Greco-Roman Antiquity, Amsterdam, 1991. (J.C. Gieben Dutch Monographs of Ancient History and Archeology, 8).
- Koestlin K. u.a. (Hg.) Kinderkultur. 25 Deutscher Volkskundekongress in Bremen 1985. Bremen, 1987.
- Kuhn R., Kreutz B. Der Matrosenanzug: Kulturgeschichte eines Kleidungsstücks. Dortmund: Harenberg, 1989. 208 S. (Die bibliophilen Taschenbücher; 576).
- Kunz-Luebcke A., Lux R. (Hg.). “Schaffe mir Kinder…” Beitrage zur Kindheit imalten Israel und in seinen Nachbarkulturen. Leipzig: Evangelische Verlganstalt, 2006. 263 S.
- La mode et l'enfant, 1780–2000. Catalogue de l'exposition du musée Galliera. Paris: Paris-Musées, 2001.
- La Petite enfance dans l'Europe médiévale et moderne, Actes des XVIe Journées Internationales d'Histoire de l'Abbaye de Flaran. Septembre 1994, Études réunies par Robert Fossier, colloque de Flaran, Toulouse, P.U. du Mirail.
- La Vizzari A. Lulu, Lolita und Alice. Das Leben beruehmter Kindmusen. Berlin: Ebersbach, 2005. 232 S.
- Le Dinahet M.-T. L'image de l'enfance à l'époque hellénistique: la valeur de l'exemple délien // Les pierres de l'offrande. Autour de l'œuvre de Christoph W. Clairmont, éd. par G. Hoffmann. Kilchberg; Zürich: Akanthus, 2001. Pp. 90–106.
- L'Enfant, la famille et la Révolution française, éd. par Marie-Françoise Lévy. Paris: Olivier Orban, 1990.
- L'Enfant, son corps, son histoire, Actes des 7e Journées Anthropologiques de Valbonne (1–3 juin 1994), L. Buchet (dir.), Sophia Antipolis. Éditions APDCA, 1997.
- Lenzen D. Mythologie der Kindheit. Die Verewigung des Kindlichen in der Erwachsenenkultur. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1985. 381 S.
- Lett D. L'enfant des miracles. Enfance et société au Moyen Âge (XIIe–XIIIe siècles). Paris: Aubier, 1997.
- Levi G., Schmitt J.-C. Histoire des jeunes en Occident. I. De l'Antiquité à l'époque moderne. Paris; Seuil, 1996. Original italien: Storia dei Giovani. Rome; Bari: Laterza, 1994. Trad. anglaise: A History of Young People in the West. Cambridge (Mass.). London, 1997.
- Lévy M.-F. (dir.) L'enfant, la famille et la Révolution française. Paris: Olivier Orban, 1990.
- Lindenmeyer K. “A right to Childhood”. The U.S. Children's Bureau and Child Welfare, 1912–1946. Urbana: Chicago: University of Illinois Press, 1997.
- Löhmer C. Die Welt der Kinder im fünfzehnten Jahrhundert. Weinheim, 1989.
- Lux R. (Hg.). Schau auf die Kleinen… Das Kind in Religion, Kirche und Gesellschaft. Leipzif: Evangelische Verlaganstalt, 2002. 214 S.
- Manson M. The Emergence of the Small Child in Rome (Third Century BC-First Century AD) // History of Education. 12 (3). 1983. Pp. 149–159.
- Marcus I.G. Rituals of Childhood. Jewish Acculturation in Medieval Europe. New Haven and London: Yale University Press, 1996.
- Matthews G.B. The Philosophy of Childhood. Cambridge, Mass.: HUP, 1994. 133 p.
- Mause L. de (ed.) The History of Childhood. Londres: Bellew Publishing, 1991.
- Meda J. È arrivata la bufera. L’infanzia italiana e l’esperienza della Guerra totale (1940–1950). Macerata, 2007. 305 p.
- Motley M.E. Becoming a French Aristocrat. The Education of the Court Nobility 1580–1715. Columbia; Princeton: University Press of California, 1990.
- Mueller C. Kindheit und Jugend in der griechischen Frühzeit. Eine Studie zur pädagogischen Bedeutung von Riten und Kulten. Giessen: Focus, 1990.
- Murphy J.J. Children’s handkerchiefs: a two hundred year history. Atglen: PA. 160 p.
- Mutschler S. Laendliche Kindheit in Lebenserinnerungen. Tuebingen, 1985.
- Naissance, Enfance et Éducation dans la France méridionale du XVIe au XXe siècle. Hommage à Mireille Laget. Montpellier: Université Paul Valéry, 2000.
- Neils J., Oakley J. (eds.). Coming of Age in Ancient Greece, Hood Museum of Art, Hanover, NH, 2003. Articles de: Golden, Beaumont, Foley, Shapiro, Neils, Oakley, Korbin, Rutter.
- Niccoli O. (a cura di). Infanzie: funzioni di un gruppo liminale dal mondo classico all'Età moderna. Florence, 1993.
- Okenfuss J.M. The discovery of Childhood in Russia: the evidence of Slavic primer. Newtonville, 1980.
- Olvedi U. Buddhas Kinder. Kindheit und Jugend im tibetischen Exilkloster. Muenchen: Frederking & Thaler, 1997. 144 S.
- O’Malley A. The Making of the Modern Child. Children’s Literature and Childhood in the Late Eighteenth Century. N.Y.: Routledge, 2003. 189 p.
- Orme N. The Culture of Children in Medieval England // Past and Present, 148. 1995. Pp. 48–88.
- Orme N. Medieval Children. New Haven; Londres: Yale University Press, 2001.
- Papi A.B., Giannarelli E. (éd.) Bambini santi. Rappresentazione dell'infanzia e modelli agiografici. Turin: Rosenberg et Sellier, 1991.
- Pelling Ch. Childhood and Personality in Greek Biography // Characterization and Individuality in Greek Literature, Chr. Pelling (ed.). Oxford: Clarendon Press, 1990. Pp. 213–244.
- Pollock L. Forgotten Children. Parent-Child Relations from 1500 to 1900. Cambridge; etc., 1983.
- Pollock L. A Lastin Relationship. Parents and Children over Three Centures. Hannover; London, 1987.
- Postman N. The Disappearance of Childhood. N.Y.: Delacorte, 1982.
- Quincy-Lefebvre P. Une histoire de l'enfance difficile. 1880 — fin des années trente. Paris: Economica, 1997.
- Qvortrup J. (ed.). Childhood as a Social Phenomenon: Lessons from an International Project. International Conference, Billund, Denmark 24–26 September 1992. Vienna: European Centre for Social Welfare Policy and Research, 1993. 163 p.
- Raftopoulou E. G. Figures enfantines du Musée National d'Athènes. Département des sculptures. München: Hirmer, 2000.
- Rawson B. (ed.). Marriage, Divorce and Children in Ancient Rome. Oxford: OUP, 1991.
- Rawson B. Representations of Roman Children and Childhood // Antichthon. 31. 1997. Pp. 74–95.
- Rawson B. Children as Cultural Symbols: Imperial Ideology in the Second Century // The Roman Family in Italy: Status, Sentiment, Space…, S. Dixon (ed.). 2001. Pp. 21–42.
- Rawson B. Children and Childhood in Roman Italy. Oxford: OUP, 2003. 419 p.
- Redondo A. (dir.). La formation de l'enfant en Espagne aux XVIe–XVIIe siècles. Paris: Publications de la Sorbonne, Presses de la Sorbonne Nouvelle, 1997.
- Reilly J. Naked and Limbless: Learning about the Feminine Body in Ancient Athens // Naked Truths: Women, Sexuality and Gender in Classical Art and Archaeology. A.O. Koloski-Ostrow, C.L. Lyons (eds.). London: Routledge, 1997. Pp. 154–173.
- Reinier J. From Virtue to Character. American Childhood, 1775–1850. N.Y., 1996.
- Renouard J.-M. De l'enfant coupable à l'enfant victime. Paris: Centurion, 1990.
- Riché P. Alexandre-Bidon D. L'enfance au Moyen Âge. Paris: Bibliothèque Nationale de France; Seuil, 1994.
- Rollet C. Les enfants au XIXe siècle. Paris: Hachette, 2001.
- Rollet C., Morel M.-F. Des bébés et des hommes. Traditions et modernité des soins aux tout-petits. Paris: A. Michel, 2000.
- Rubinstein R. Society’s child: identity, clothing, and style. Boulder: Colo, 2000.
- Rühfel H. Das Kind in der griechischen Kunst. Von der minoisch-mykenischen Zeit bis zum Hellenismus; Kinderleben im klassischen Athen. Bilder auf klassischen Vasen. Mainz am Rhein: Ph. Von Zabern, 1984.
- Rutschky K. Deutsche Kinder-Chronik: Wunsch- und Schrekensbilder aus vier Jahrhunderten. Frankfurt/M., 1991. 824 p.
- Saadi-Mokrane D. (éd.). Sociétés et cultures enfantines. Université Charles de Gaulle Lille. 3. 2000.
- Sanciaud A. Images de l'enfance. La Représentation de l'enfant dans l'estampe française du XVIIIe siècle. Thèse dactylographiée pour le diplôme d'archiviste paléographe. Paris, École des Chartes, 1996. 2 tomes.
- Schafer S. Children in Moral danger and the Problem of Government in Third Republic France. Princeton: Princeton University Press, 1997.
- Schultz J.A. The Knowledge of Childhood in the German Middle Ages, 1100–1350. Philadelphie: University of Pennsylvanie Press, 1995.
- Scott E. The Archaeology of Infancy and Infant Death. Oxford: Archaeopress (British Archaeological Reports, International series 819), 1999.
- Shahar S. Childhood in the Middle Ages. Londres; N.Y.: Routledge, 1990.
- Sofaer Derevenski J. (ed.). Children and Material Culture. London: Routledge, 2000.
- Sommerville J. The discovery of Childhood in Puritan England. Athens, 1992.
- Steward J.C. The New Child. British Art and the Origins of Modern Childhood, 1730–1830. Berkeley: University of California, 1995.
- Tassin G. Avoir des enfants au XVIIIe siècle. Natalité, fécondité et mentalités à Haveluy. Paris: L'Harmattan, 1997.
- The Child in Ancient Greek Cult. Proceedings of the 7th International Seminar on Ancient Greek Cult, organized by the Department of Classical Archaeology and Ancient History. Göteborg University, 16–18 April 1999. (Skrifter utgivna av Svenska institutet i Athen, Series in 8o), éd. par R. Hägg. Stockholm, 2002.
- The Decline of Infant Mortality in Europe 1800–1950: Four national Case studies, C. Corsini et P. P. Viazzo (eds.). Florence: Istituto degli Innocenti et Unicef, 1993.
- Ungermann S. Kindheit und Schulzeit von 1750–1850: eine vergleichende Analyse anhand ausgewaehalter Autobiographien von Bauern, Buergern und Aristokraten. Frankfurt/M.; N.Y., 1997. 412 p.
- Vermeule C.C. Baby Herakles and the Snakes: three Phases of his Development // In memoria di Enrico Parabeni, G. Capecchi et al. (eds.). Roma: G. Bretschneider, 1988. Pp. 503–513.
- Vollkommer R. Mythological Children in Archaic Art. On the Problem of Age Differentiation for Small Children // PERIPLOUS. To Sir John Boardman from his Pupils and Friends, G. R. Tsetskhladze, A. M. Snodgrass, A.J.N.W. Prag (eds.). London; N.Y.: Thames and Hudson, 2000. Pp. 371–382.
- Watchtel A.B. The Battle for the Childhood. Creation of a Russian Myth. Stanford: Stanford UP, 1990.
- Weber-Kellermann I. Die Kindheit: Kleidung und Wohnen, Arbeit und Spiel. Eine Kulturgeschichte. Frankfurt: Insel, 1979. 283 S.
- Weber-Kellermann I.; Regine Falkenberg. Was wir gespielt haben: Erinnerungen an die Kinderzeit. Frankfurt/M.: Insel-Verl., 1981. 361 S.
- Weber-Kellermann I. Der Kinder neue Kleider. 200 Jahre deutsche Kindermoden in ihrer sozialen Zeichensetzung. Frankfurt/M., 1985.
- Weber-Kellermann I. Die Kinderstube. 1. Aufl.Frankfurt/M. [u.a.]: Insel-Verl., 1991. 129 S.
- Weber-Kellermann I. Die helle und die dunkle Schwelle. Wie Kinder Geburt und Tod erleben. Muenchen, 1994.
- Weber-Kellermann I. Das Buch der Kinderlieder: 235 alte und neue Lieder; Kulturgeschichte, Noten, Texte, Bilder; mit Klavier- und Gitarrenbegleitung / Klaviersätze von Hilger Schallehn und Manfred Schmitz. Mainz [u.a.]: Schott, 1997. 352 S.
- Weiner S. Enfants Terribles: Youth and Feminity in the Mass Media in France, 1945–1968. Baltimore; L.: Johns Hopkins UP, 2001. viii+251 p.
- Wiedemann Th. Adults and Children in the Roman Empire. New Haven: Yale University Press; London: Routledge, 1989.
- Wilson A. The Infancy of the History of Childhood: an appraisal of Philippe Aries // History and Theory. 1980. No 19.
- Zelek-Kleszcz H. The death of Child in old polish culture // Acta Poloniae Historica. 79. 1999. Pp. 5–21.
- Zoladz-Strzelczyk D. The upbringing of Children in the light of old polish pedagogical theory // Acta Poloniae Historica. 79. 1999. Pp. 24–35.
- Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Актуальные проблемы современного детства: сб. науч. трудов / Под ред. Е.М. Рыбинского. Вып. 1. М., 1992. 71 с.
- Архетип детства: дети и сказка в культуре, литературе, кинематографии и педагогике (памяти А.А. Роу): научно-художественный альманах / Сост. В.П. Океанский, А.В. Тарасов. [Вып. 1.] Иваново: Ивкиносервис, 2003. 414 с.
- Архетип детства: дети и сказка в культуре, литературе, кинематографии и педагогике (памяти А.А. Роу): научно-художественный альманах / Сост. В.П. Океанский, А.В. Тарасов. [Вып. 2.] Иваново: Ивкиносервис, 2004. 258 с.
- Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Пер. Я.Ю. Старцев, В.А. Бабинцев. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 415 с.
- Байбурин А.К. Обрядовые формы половой идентификации детей // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Отв. ред. А.К. Байбурин, И.С. Кон. СПб., 1991. С. 257–265.
- Балашов Е.М. Контуры будущего гражданина: новые и традиционные элементы в явлениях детского сознания, 1917–1920-е годы // Нестор. 2001. № 1. С. 150–193.
- Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917–1927. Становление «нового человека». СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 236 с.
- Безрогов В.Г. Воспоминания о детстве как источник по истории религиозной социализации в христианской культуре (XVII–XX вв.) // Вестник Университета РАО. 2002. № 3. С. 93–125.
- Безрогов В.Г. Память о военном детстве (свидетельства детей 40-х гг.) // Вестник Университета РАО. 2005. № 2 (28). С. 66–79.
- Безрогов В.Г., Зубарева Т.И. Детство короля Кормака и сакрализация власти в ранней Ирландии // Сакрализация власти в истории цивилизаций. Части 2 и 3. М.: Центр цивилизационных и региональных исследований РАН, 2005. С. 55–74.
- Белковская Л.Г. и др., сост. Война глазами детей: сб. документов. Калуга: Гос. архив Калужской области, 1993. 158 с.
- Белоусов А.Ф. Русский школьный фольклор // НЛО. 2002. № 58. С. 279–311.
- Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 400 с.
- Болдуин Д. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. М., 1911. Ч.1, 2.
- Бондарь С.Ю. Тема детства в автобиографических повестях С. Аксакова и Л. Толстого // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1992. С. 77–85.
- Борисов С.Б. Энциклопедический словарь русского детства. Шадринск: Исеть, 2006. 548 с.
- Борисов С.Б. Морфология и генезис девичьей составляющей современной неофициальной детско-подростковой культуры [Электронный ресурс] // anthropology. ru/ru/texts/borissv/girlhd_0.html.
- Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 212 с.
- Бутовская М.Л., Артемова О.Ю., Арсенина О.И. Полоролевые стереотипы у детей Центральной России в современных условиях // Этнографическое обозрение. 1998. № 1.
- Бутуева Т.Д. Феномен детства в традиционной культуре монгольских народов: Дис. канд. филос. наук: 09.00.13. Чита, 2004. 209 c.
- Бюхнер П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа-Реймон М. «Современный ребенок» в Западной Европе // Социологические исследования. 1996. № 4. С. 128–134; № 5. С. 140–147.
- Веккьо Ж. дель. «Киндерсюрприз» для маркетологов: Как создать «долгоиграющий» бренд для детей. М.: Фаир-Пресс, 2005. 256 с.
- Винни Пух и философия обыденного языка. Алан Милн. Winnie Пух. Дом в Медвежьем Углу. Пер. Т.А. Михайловой и В.П. Руднева. 3-е изд. М.: Аграф, 2000. 320 с.
- Виноградов Г.С. Детские тайные языки: Краткий очерк // Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М.: Ладомир, ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.
- Виноградов Г.С. «Страна детей»: избранные труды по этнографии детства / СПб., «Историческое наследие». 1999. 547 с.
- Вялова Г.П. Феномен «детскости» в витальных потребностях личности // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1993, 4. С. 156–162.
- Галасьева Г.В. Мир детства в художественной прозе А. Платонова // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1995. С. 91–97.
- Гансон Н. Детская смертность и государственная политика в СССР в годы послевоенного голода // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 17. М.: КомКнига, 2006. С. 377–396.
- Гарданов В.К. Аталычество. М.: Наука, 1973.
- Геллер М.Я. Машина и винтики. История формирования советского человека. М.: МИК, 1994. 335 с.
- Гензбиттель М. На стороне ученика. СПб.: Светлячок, 1998. 224 с.
- Гладыш С.Д. Дети большой беды. М., 2004.
- Головин В. Девичий альбом 20–30-х годов XX века // НЛО. № 26. 1997. С. 400–417.
- Головин В.В. К вопросу о детском обычном праве // Экономика и право в зеркале культуры (Россия и Запад). Материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 6–8 мая 2002 г.) / Отв. ред. И.О. Ермаченко. СПб.: Геликон Плюс, 2003. С.273–293.
- Демоз Л. Психоистория / Пер. А. Шкуратов. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 512 с.
- Дети в обычаях и обрядах народов зарубежной Европы. В 3 т. М., 1995.
- Дети ГУЛАГа: 1918–1956 гг. / Сост. С.С. Виленский и др. Серия: Россия: XX век. М.: МФД, 2002. 631 с.
- Дети и юношество в США: через библиотеку к будущему: Сб. статей / Пер. с англ., сост. В.П. Чудинова, Р.З. Панова. М.: Пашков дом, 2003.
- Дети русской эмиграции: Книга, которую мечтали и не смогли издать изгнанники. М.: ТЕРРА, 1997.
- Дети эмиграции. М.: Аграф, 2001.
- Детская литература и воспитание (Тверь). Конференция и сборники.
- Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е.В. Кулешов, И.А. Антипова. М., 2003.
- Детский фольклор и культура детства. XIII Виноградовские чтения. Материалы научной конференции. СПб.: СПбГУКИ, 2006. 272 с.
- Детство в глобальном информационном пространстве. Материалы Международной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации» 18–20 апреля 2007 года / Гл. ред. К.В. Султанов. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2007. 447 с.
- Детство в контексте культуры и образования. Материалы Х Международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство» 16–18 апреля 2003 года / Гл. ред. К.В. Султанов. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 447 с.
- Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа / Отв. ред. Р.Р. Рахимов. СПб., 1998.
- Детство и «открытое общество». Философские и культурологические аспекты. VI Международная конференция «Ребенок в современном мире» / Гл. ред. К.В. Султанов. СПб.: РГПУ, 1999. 201 с.
- Долгов В.В. Детство как социальный феномен в контексте древнерусской культуры XI–XIII в.: отношение к ребенку в стадии взросления // Социальная история. Ежегодник 2007. М., 2008. С. 69–84.
- Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. СПб.: Алетейя, 2001. 239 с.
- Елпатьевский А.В. Испанская эмиграция. Историография и источники, попытка интерпретации. М.; Тверь: Герс, 2002. 290 с.
- Еремина И.В., сост. Детство и юность российских императоров: Повести. Рассказы. Воспоминания. Записки. М.: Школа-Пресс, 1997. 543 с. (Круг чтения: школьная программа).
- Журавлев С.В. Соколов А.К. «Счастливое детство» // Социальная история. Ежегодник, 1997. М.: РОССПЭН, 1998. С. 159–202.
- Иванова А.В. Особенности и значение детской субкультуры // Педагогика. 2005. № 7. С. 31–37.
- Иванова И.А., Никифорова С.В., сост. Убитое детство: сборник воспоминаний бывших детей-узников фашистских концлагерей. Вып. 1. СПб: ИНКО, 1993. 112 с.
- Игра: Мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале: хрестоматия / Сост. Е.А. Репринцева. Курск: КГУ, 2005. 404 с.
- Игра со всех сторон. Книга о том, как играют дети и прочие люди. М.: Прагматика культуры, 2003.
- Илюха О.П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX — начале XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. 304 с.
- Исаев В.И. Молодежь Сибири в условиях формирования сталинской модели социализма (1920–1930-е гг.). Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2000.
- Казанцева О.В. Влияние современных мифов на формирование бессознательного образа тела подростков // Семейная психология и семейная психотерапия. 4. 2000. С. 35–58.
- Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение, собирание, обзор материала. Л.: Прибой, 1928. 222 с.
- Каракан Т.А. Категория детства в романе Замятина «Мы» // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1992. С. 17–25.
- Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996.
- Келли К. Воспитание Татьяны: нравы материнства, нравственное воспитание в 1760–1840-х гг. // Вопросы литературы. 2003. № 4. С. 61–97.
- Келли К. «Маленькие граждане большой страны»: интернационализм, дети и советская пропаганда // Новое литературное обозрение. 2003. № 60. С. 218–251.
- Келли К. «Хочу быть трактористкой!» (Гендер и детство в довоенной советской России) // Социальная история. Ежегодник, 2003. Женская и гендерная история. М.: РОССПЭН, 2003. С. 385–410.
- Келли К. «Школьный вальс»: повседневная жизнь советской школы в послесталинское время // Антропологический форум. 1. 2004. С. 104–155.
- Клявина И.И. Культура детства. Части 1 и 2. Кемерово: КемГУКИ, 2004–2005.
- Кнопп Г. «Дети» Гитлера. М.: Олма-Пресс, 2004. 285 с.
- Козлов В.А., Семенова Е.А. Социология детства (Обзор социолого-педагогических обследований 20-х годов) // Школа и мир культуры этносов: Труды Ин-та национальных проблем образования. Владикавказ: Ир, 1994. С. 31–55.
- Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 269 с.
- Кошелева О.Е. История детства – опыт зарубежной историографии // Педагогика. 1996. № 3. С. 81–86.
- Кошелева О.Е. Дети как наследники в русском праве с древнейших времен до петровского времени // Социальная история. Ежегодник, 1998/1999. М., 1999. С. 177–202.
- Кошелева О.Е. Дети как наследники в русском праве с древнейших времен до петровского времени // Социальная история. Ежегодник. 1998/1999. М.: РОССПЭН, 2000.
- Кошелева О.Е. «Свое» детство в Древней Руси и в России эпохи Просвещения. М.: УРАО, 2000. 320 с.
- Культурантропология детства. Материалы второй студенческой научной конференции на филологическом факультете ШГПИ 7–10 декабря 2004 года. Шадринск: ШГПИ, 2005. 20 с.
- Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М.: УРАО, 1997. 156 с.
- Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. 1998. № 3.
- Кудрявцев В.Т. Культурно-исторические истоки развитого детства // Журнал прикладной психологии. 2. 1999. С. 44–66.
- Куруленко Э.А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект // Социология. Вестник СамГУ. 1998. № 1 .
- Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 160 с.
- Леонтьева С.Г. Трудовое детство // Отечественные записки. 2003. № 3. С. 323–332.
- Леонтьева С.Г. Пионер — всем пример // Отечественные записки. 2004. № 3. С. 249–259.
- Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до 5 лет. 2-е изд. М.: Педагогика Пресс, 1992. 304 с.
- Лойтер С.М. Детский фольклор в истории русской культуры // Образы России в научном, художественном и политическом дискурсах: (история, теория, педагогическая практика): Мат. научной конф. (4–7 сентября 2000). Петрозаводск, 2001. С. 37–42.
- Лопуха А.О. Мир детства в творчестве А.С. Грина // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1989. С. 20–23.
- Макарова Ф.Р. К. Паустовский и А. Грин: «Память детства» и истоки романтизма // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1987. С. 58–70.
- Мальчики и девочки: реалии социализации: сб. ст. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. 373 с.
- Мамедова Д.Н. Персонажи власти в литературе для детей советского времени // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. М., 2002. С. 131–157.
- Маркова Е.И. Философия детства в романе А. Толстого «Петр Первый» // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1979. С. 142–152.
- Механизмы социализации детей и подростков в Зауралье в конце ХХ века. Материалы Центра культурно-антропологических исследований ШГПИ / Сост. С.Б. Борисов. Шадринск: ШГПИ, 2007. 56 с.
- Мид М. Культура и мир детства: Избр. произв. / Сост. И.С. Кон. М., 1990.
- Миллар С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999.
- Мир детства и традиционная культура. Материалы III чтений памяти Г.С. Виноградова / Сост. В.М. Григорьев, М.А. Мухлынин. М.: Всеросс. научно-метод. центр нар. творчества и культпросветработы, 1990. 175 с.
- Мир детства: Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. А.В. Запорожец. М., 1979.
- Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. В.В. Давыдов. М., 1981.
- Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. М., 1982.
- Мировая словесность о детях и для детей (Москва). Конференция и сборники.
- Мусаева М.К. Этнография детства народов Дагестана (Традиции народов Равнинного и Южного Дагестана). Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2007. 252 с.
- Недель А. Размещаясь в неизбежном. Эскиз сталинской метафизики детства // Логос. 2003. № 3 (24).
- Нечаева А.М. Дети — сироты в России (послеоктябрьский период) // Государство и право. 1993. № 1. С. 120–127.
- Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376 с.
- Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. Л.: Наука, 1985. С. 47–64.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 288 с.
- Память детства. Западноевропейские воспоминания о детстве от поздней античности до раннего Нового времени (III–XVI вв.): учеб. пособие по педагогической антропологии. М.: УРАО, 2001. 164 с.
- Память детства. Западноевропейские воспоминания о детстве эпохи рационализма и Просвещения (XVII–XVIII вв.): учеб. пособие по педагогической антропологии. М.: УРАО, 2001. 170 с.
- Панченко И.Г. Тема детства в современной научной фантастике // Проблемы развития литературы и литературной критики. К., 1977.
- Параничева О.С. Системный взгляд на детскую литературу 1930-х годов // Системные исследования культуры / 05. СПб., 2006. С. 355–371.
- Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях / В.Г. Безрогов и др.: учеб-метод. пособие. М.: УРАО, 2001. 190 с.
- Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб., 1998. 164 с.
- Постман Н. Исчезновение детства // Отечественные записки. 2004. № 3. С. 17–30.
- Потапова М. Раздельное обучение мальчиков и девочек в советской школе (1943–1954) // Гендерное устройство: социальные институты и практики. Сб. ст. под ред. Ж. Черновой. СПб., 2005. С. 100–130.
- Природа ребенка в зеркале автобиографии / Под ред. Б.М. Бим-Бада, О.Е. Кошелевой. М.: Изд-во УРАО, 1998.
- Проблемы детской литературы и фольклора. Периодический сборник. Петрозаводск.
- Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков / Отв. ред. М. Барретт и др. М.: Ин-т психологии РАН, 2001.
- Рейзин М.В. Железный век (M. Winn. Children without Childhood) // Новый педагогический журнал. 4. 1997. С. 50–85.
- Рогачев В.А. «Память детства» как категория поэтики детской литературы // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1984. С. 111–114.
- Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х годов: Жанрово-стилевые аспекты. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. 136 с.
- Рождение ребенка в обычаях и обрядах: страны Западной Европы. М.: Наука, 1999.
- Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов. Краснодар: Перспективы образования, 2002. В 2 т. 408+208 с.
- Рокутова О.А. Военное детство на страницах журнала «Советская педагогика» 1941–1945 гг. // Историко-археологические изыскания: сборник науч. трудов мол. ученых. Вып. 6. Самара: Изд-во СамГПУ, 2004. С. 122–129.
- Рублев К.А. Дети как критерий нравственности в современной советской научной фантастике // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1987. С. 115–125.
- Русские дети. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2006.
- Рыбинский Е.М. Социально-правовые проблемы детства. М.: Социум, 1999.
- Рюриков Ю.В. Дети и общество // Вопросы философии. 4. 1977.
- Рябинина Н.В. Детский дом в теоретических построениях системы воспитания «нового человека» послереволюционной России // Век нынешний, век минувший... Вып. 2. Ярославль, 2000. С. 70–79.
- Рябинина Н.В. Социальная политика Советской России (окт. 1917 — 1920-е годы). Женщины, семья и дети в новом обществе. Ярославль, 2004.
- Савина Л.Н. Автор и герой в повести «Детство Темы» // Русская речь. 1. 2002. С. 3–10.
- Салова Ю.Г. «Новый человек»: взгляд на проблему в 1920-е годы: Учеб. пособие. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1998.
- Салова Ю.Г. Детский досуг в Советской России (1920-е годы): Учеб. пособие. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. 135 с.
- Салова Ю.Г. Политическое воспитание детей в Советской России в 1920-е годы. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2001.
- Сальникова А.А. «Геенна огненная»: детское восприятие раннего советского периода // Ab Imperio. Теория и история национализма и империи в постсоветском пространстве. 2002. № 3. С. 321–352.
- Сальникова А.А. Детство как миф: некоторые аспекты изучения российско-советского детства в зарубежной историографии // Clio Moderna. Зарубежная история и историография. Казань: Мастер Лайн, 2002. С. 107–119.
- Сальникова А.А. Немного о «красном революционном козле», или девочки–современницы о символах и образах революции 1917 года // Адам и Ева: альманах гендерной истории. 2002. № 3.
- Сальникова А.А. Школьные сочинения детей русской эмиграции как источник по социальной истории России 1917–1920-х гг. // Социальная история. Ежегодник, 2001/2002. М.: РОССПЭН, 2002. С. 324–354.
- Сальникова А.А. Трансформация идеалов и жизненных ценностей русской девочки/девушки в первое послеоктябрьское десятилетие // Социальная история. Ежегодник, 2003. Женская и гендерная история. М.: РОССПЭН, 2003. С. 411–435.
- Сальникова А.А. Язык революции 1917 года в «детских» текстах // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 12. М., 2004. С. 117–135.
- Сальникова А.А. Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования. Казань: КГУ, 2007. 256 с.
- Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: лекции по историографии и культурной истории детства: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2004. 489 с.
- Сартр Ж.-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857. СПб.: Алетейя, 1998. 647 с.
- Свердлов М.И. Тема детства в английской оде XVII — начала XIX в. Автореф. дисс. канд. фил. наук. М., 1995.
- Северная О.А. Этнология детства: (Младенческий, ранний и дошкольный возраст): Росс. этносы. Аннотир. библиогр. указ. М., 1993.
- Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. Очерки быта. М.; Л.: Наука, 1964.
- Сергей Борисович Борисов. Библиографический указатель научных трудов. Сост. Е.А. Бурлакова. Шадринск: ШГПИ, 2006. 88 с.
- Сигал М. Ребенок играет: от рождения до года. СПб.: Питер, 1996.
- Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от года до двух лет. СПб.: Питер, 1996.
- Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от двух до трех лет. СПб.: Питер, 1996.
- Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от трех до пяти лет. СПб.: Питер, 1996.
- Сихровски П. Рожденные виновными: Исповеди детей нацистских преступников. М., 1997. 105 с.
- Слободская Е.Р., ред. Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 1994.
- Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1996. 192 с.
- Смирнова Т.М. Дети Советской России (по материалам Деткомиссии ВЦИК. 1921–1924 гг.) // Социальная история. Ежегодник, 2001/2002. М.: РОССПЭН, 2002. С. 486–528.
- Смирнова Т.М. «Лучше вывести и расстрелять»: советская власть и голодные дети (1917–1923 гг.) // Ежегодник историко-антропологических исследований. М., 2003. Вып. 2. С. 226–245.
- Соловьева Л.Т. Грузия. Этнография детства. М., 1995.
- Спивак М. Лазурное блаженство забытья. Детство в антиутопиях ХХ века // Детская литература. 1989. 9. С.18–24.
- Традиционная культура и мир детства. XI Виноградовские чтения. Материалы. Части 1–3. Ульяновск: Лаборатория культурологии, 1998.
- Традиционная культура и дети. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1994.
- Трыкова О.Ю. Отражение мифологического сознания ребенка в русской прозе ХХ века // Тезисы докладов Третьей конференции молодых ученых / Отв. ред. Н.И. Бушманова. Ярославль: ЯГПУ, 1994. С. 78–80.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве — времени Детства. М.: Моск. психол-социал. ин-т; Флинта, 1997. 160 с.
- Философия образования и мир детства. Материалы XI Международной конференции «Ребенок в современном мире» / Гл. ред. К.В. Султанов. СПб.: СПбГПУ, 2004. 822 с.
- Форстер Й. Детство и воспитание. Эволюционная педагогика как тема антропологической науки. М.: Изд-во РГГУ, 2005. 62 с.
- Циркин С.Ю., ред. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Питер, 1999. 752 с.
- Чередникова М.П. «Голос детства из дальней дали…» (Игра, Магия, Миф в детской культуре). М.: Лабиринт, 2002. 224 с.
- Чернявская И.С. Воспоминания о детстве В. Катаева и Ю. Олеши // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1976. С. 149–168.
- Чеснов Я.В., Селина Т.И. Мир детства в социоэтнологическом исследовании // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Т. IV. Вып. VI. Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. С. 8–36.
- Широкова З.А. Детская одежда таджиков и связанные с ней обряды // Этнографическое обозрение. 2002. 4. С. 83–88.
- Шмидт С.О. Становление творческой личности А.С. Пушкина: московское детство // Развитие личности. 2002. 1. С. 96–118.
- Шукшина Т.И. Социальная защита детей в Мордовии в годы Великой Отечественной войны // Педагогика. 2004. № 2. С. 64–71.
- Щеглова С.Н. Социология детства. М.: Социум, 1996. 128 с.
- Щеглова С.Н. Детство: методы исследования: учеб. пособие. М.: Социум, 1999. 173 с.
- Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: Юнпресс, 2000.
- Щеглова С.Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. М.: Социум, 2001. 84 с.
- Эпштейн М. Образы детства // Новый мир. 1979. № 12. С. 242–257.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато: АСТ: Фонд Университетская книга, 2000. 592 с.
- Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / Отв. ред. И.С. Кон. М., 1983.
- Этнография детства Традиционные методы воспитания у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992.
- Этнография детства. Сб. фольклорных и этнографических материалов / Запись, сост., аннот. Г.М. Науменко. М., 1998.
- Юсупова Л.Н. Военное детство в памяти поколения, пережившего оккупацию в Карелии // Военно-историческая антропология: ежегодник, 2003/2004. М.: РОССПЭН, 2005. С. 345–351.
- Яхно О.Н. Новое отношение горожан к детству на рубеже XIX–XX вв. // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Мат-лы Пятых Сибирских чтений, Санкт-Петербург, 17–19 окт. 2001 г. СПб., 2004. Ч. 1. С. 190–193.
Теория моды – 2008 - № 8