Материальная культура советского детства

Российский государственный гуманитарный университет
Российская академия образования
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева
Пермский государственный университет

приглашают на
выездное заседания
Международного постоянно действующего научного семинара
«Культура детства: нормы, ценности, практики»,
которое пройдет
15-16.11.2008 в Перми

Тема: "Материальная культура советского детства".

Доклады:

  • Кондаков И.В. РГГУ.
    Советское детство: между материальной и духовной культурой.
  • Леонтьева С.Г. ЛГУ.
    Советский ребенок среди пионерских атрибутов, или Как повяжешь галстук?..
  • Ромашова М.В. ПГУ.
    Слова и вещи советского детства 1940-1950х гг.: провинциальное измерение.
  • Абашев В.В. ПГУ.
    "Фарфоровое детство": советские дети в малой пластике 1950-1970х гг.
  • Брусиловская Л.Б. РИК.
    Атрибуты советского детства в творчестве Анатолия Рыбакова (от "Кортика" до "Детей Арбата")
  • Чащухин А.В. ПГТУ.
    Маникюр - "битлы" - часики. Культовые вещи советского подростка начала 1960-х гг.
  • Янковская Г.А. ПГУ.
    "Меняла" и "коллекционер": советский ребенок в эпоху дефицита.
  • Попкова Т.Д. Пермский ИПКРО.
    Субкультура детства: миф или реальность?
  • Маслинский К.А. СПбГУ.
    Фольклор и этнография школьного скелета.
  • Салова Ю.Г. ЯГУ.
    Игровое пространство школьника в 1920-е годы.
  • Литовская М.А. УГУ.
    Заграничные вещи в жизни советского ребенка 1960-х годов.
  • Круглый стол по теме семинара.

Подробнее о выездных заседаниях читайте здесь .

Тезисы выступлений:

Леонтьева С.Г.
Советский ребенок среди пионерских атрибутов, или Как повяжешь галстук?..

Если бегло взлянуть на иконографическое изображение советского подростка (на соцреалистических полотнах, в беленой гипсовой парковой скульптуре, на плакатах и пр.), обращает на себя внимание тот факт, что практически обязательным атрибутом в изображении ребенка окажется пионерский галстук, а с несколько меньшей частотностью горн и барабан. По недавним опросам ВЦИОМ самой характерной ассоциацией с пионерской организацией для всех возрастных групп опрошенных стали пионерские атрибуты - горн, пионерский галстук, значки (и в меньшей степени костры, походы и др. формы коллективной ритуальной практики). Видимо, не случайно, в современных воспоминаниях о детстве, в том числе пионерском детстве (что, как правило, в ностальгических дискурсах не разделяется), пионерский галстук фигурирует как наиболее значимый маркер детского костюма советской эпохи.
Цель сообщения разобраться в причинах столь устойчивой памяти об атрибутах пионерского прошлого. Соответственно в докладе будут рассмотрены следующие аспекты этой проблемы: история возникновения названных пионерских атрибутов, эволюция материалов и технологий их изготовления, их официальная символика, практики их использования, иконография их изображения, отражение представлений о них в фольклоре и официозной/детской литературе (например, пьесе С.Михалкова "Красный галстук", повести Л.Кассиля и М.Поляновского "Улица младшего сына", повести Н.Надеждиной "Партизанка Лара" и др.).

Литовская М.А.
Заграничные вещи в жизни советского ребенка 1960-х годов.

Закрытое советское общество делало любые предметы, попадавшие в семью из-за границы, предметом особого внимания, а значит, они закреплялись в памяти гораздо прочнее, чем предметы обихода и игр отечественного производства. Проведенные интервью показывают, что единичные заграничные (импортные) вещи были предметами повседневного обихода ребенка, чаще всего одеждой или обувью (кеды «два мяча», немецкие платья, китайские шерстяные кофточки «Дружба», вьетнамские рубашки, ботинки «ЦЕБО» и т.п.), игрушками (немецкие куклы, английские мягкие игрушки и т.п.). Практически все опрошенные имели дело с заграничными сувенирами, привозимыми специально для детей (жевательная резинка, наклейки, фантики от импортных конфет и т.п.), или хранившимися в семье (бутылки из-под напитков необычной формы, ручки, зажигалки и т.п.). С неизменным энтузиазмом вспоминают о предметах, которые воспринимались как диковины (колготки, шариковые ручки, пистолеты с пистонами, пластмассовые индейцы и т.п.). Особое место в воспоминаниях занимают вожделенные взрослые импортные вещи (китайская ручка с золотым пером, бабушкин бамбуковый зонт, мамин нейлоновый халат и т.п.), которые хранились в специально отведенных местах и доставались изредка. Живыми оказываются не только воспоминания о самих заграничных предметах, многие из которых (особенно игрушки) хранятся в семьях долгие годы, но и рассказы о том, каким образом эти предметы попадали в дом, какими повествованиями (наставлениями, историями покупки и т.п.) они обрастали. Заграничные предметы описываются вне сопоставления с отечественными (ботинки удобные / неудобные; куклы красивые / некрасивые), существуя как нечто самодостаточное и в то же время необходимое для полноценного детства. В отличие от марок, открыток, монет и других предметов коллекционирования заграничные вещи воспринимались вне своего «родного» контекста, являясь не столько маркерами иной культуры или – в случае предметов обихода - более высокой потребительской культуры, сколько чудесными предметами, появившимися в обыденной жизни детей нетривиальным путем, призванными удивлять, побуждать к мечтам, а также поддерживать или повышать статус их владельцев среди сверстников.