Забота о будущем. Меньше знаний, больше патриотизма?

20/12/2010

Источник: rnns.ru

Природа не терпит пустоты. Канули в Лету так хорошо известные и любимые многими поколениями пионерские и комсомольские песни, ушли в небытие комсомольские собрания и пионерские костры. Как бы критично мы не относились к прошлому, следует признать, что в Советском Союзе воспитание советского человека, патриота и гражданина проводилось на высоком уровне. Именно патриотизм лежит в основе гражданской позиции каждого человека и определяет его место в политической жизни. Что же мы имеем сейчас? Положа руку на сердце, признаем-патриотическое воспитание переживает не лучшие времена, в сфере образования основное внимание уделяется изучению основ наук, тогда как воспитание оттесняется на второй план. Самое страшное-это отсутствие продуманной концепции воспитания, иными словами-нет определения, как и что воспитывать у наших школьников?

Молодежь всегда склонна к активному проявлению своей позиции, и последние события в Москве, в частности, на Манежной площади, в очередной раз ярко подчеркнули тот факт, что современная молодежь не имеет четких приоритетов и легко поддается на сомнительные провокации. Министерство образования и науки давно готовило реформу старшей школы, последние же события заставили активизировать работу в этом направлении. Что же предлагают нам ученые мужи? Масштабная реформа старшей школы в случае ее принятия значительно разгрузит учебные планы старшеклассников. Не секрет, что наши дети чрезвычайно загружены-они одновременно изучают от 18 до 21 предмета. О каком качестве знаний можно говорить при такой нагрузке? 

Чиновники, наконец-то войдя в положение школьников, собираются уменьшить число обязательных предметов до трех. Это физическая культура-дети должны быть физически здоровыми, основы безопасности жизнедеятельности-предмет, который научит их выживать в современном мире, и третий, новый предмет-Россия в мире.Если первые два нам уже знакомы, то третий будет представлять собой квинтэссенцию истории, политологии, географии, обществоведения и культурологии. Его изучение позволит учащимся уяснить место России в мире и будет способствовать, по задумке министерства, развитию гражданской позиции старшеклассников. Планируется все остальные предметы объединить в шесть областей-русский язык и литература-для желающих получить знания именно в этой сфере обучения. Склонным к точным наукам будут предложены предметы математического цикла, а именно:математика, информатика, алгебра, геометрия, начала матанализа. 

 

 


Возможность выучить два иностранных языка также предусмотрена реформой. Экономические, правовые, исторические знания можно будет получить в области обществоведения. Для тех, кто увлекается искусством, также предусмотрен вариант его изучения. Последняя область из предложенной-естественные науки, включающие биологию, физику, химию. Учащийся выбирает две предметные области, из них он будет изучать всего 6-7 предметов, 3-4 на профильном уровне, оставшиеся-на базовом.После обеда занятия будут продолжены, однако их напраленность изменится-это будут кружки по интересам или другие формы работы. Главное, что должно быть сделано в старшей школе: вся работа учащихся, как учебная, так и духовно-нравственная должна быть объединена одной благородной целью-гражданственно-патриотическим становлением личности подростка.Таким образом, имея выбор, учащийся средней школы заранее определит для себя область своей возможной учебной деятельности и будет лишен необходимости изучать те предметы, которые в его будущей взрослой жизни мало пригодятся. Зачем же все эти нововведения? Дело в том, что освободившееся учебное время планируется посвятить именно воспитанию школьников, формированию у них активной жизненной позиции, основанной на патриотических убеждениях.

Выпускник школы должен в первую очередь быть гражданином России, знающим и уважающим ее законы, отстаивающим ее интересы при необходимости. К сожалению, в плане патриотического воспитания наша страна пока не нашла нужных форм и методов воспитания, это особенно видно по тому, как разительно отличаются наши юноши и девушки от молодых людей тех стран, где воспитанию уделяется достаточное внимание. Современный мир основан на поликультурности, полинациональности, религиозной терпимости и уважении любого человека как личности. Разве можно соотнести эти качества с молодыми людьми, по первому зову вышедшими на улицы и в нарушение всех правовых норм устроившими уличные беспорядки на Манежной площади? Где же толерантность, уважение к инакомыслию, правовая культура? Ведь это все-признаки гражданственности, которые пока отсутствуют у нашей молодежи. 

Перефразируя Петра Столыпина, выдающегося политика начала двадцатого века, нужно сказать о том. что воспитание гражданственности(читай патриотизма)приведет к формированию гражданского общества в стране. Задачи, которые двадцать первый век ставит перед нашей страной, грандиозны. Для их выполнения очень важен человеческий фактор. Только высоконравственный патриот, компетентный в определенной сфере деятельности, имеющий навыки коммуникативного общения, основанные на толерантности и уважении к чужому мнению сможет достойно представлять страну в будущем.