Виртуальный ребёнок прошёл стадию своего развития

Источник: infuture.ru

Виртуальный ребенок, которым управляет программное обеспечение искусственного интеллекта, прошёл тест когнитивных (познавательных) способностей, который расценивается как главная веха в человеческом развитии. Это может привести к более умным компьютерным играм, способным предсказать настроение игроков.

Дети обычно справляются с "задачей на понимание ложности убеждений" в возрасте 4 или 5 лет. Она проверяет их способность понять, что убеждения других людей могут отличаться и от их собственных, и от реальности.

Создатели нового персонажа, названного Эдди, говорят, что прохождение теста показывает, что он может рассуждать об убеждениях других людей, используя простейшую "метапрезентацию" (theory of mind).

"Сегодняшние персонажи видеоигр не обладают подлинной автономией и умственной картиной, кем вы являетесь," рассказывает исследователь Селмир Брингсджорд (Selmer Bringsjord) из политехнического института Ренсселера в Нью-Йорке („Rensselaer Polytechnic Institute in Troy, New York”).

Его группа стремится изменить это в будущих играх и виртуальных мирах, которые будут населены по настоящему умными компьютерными персонажами, способными предсказать и понимать действия игроков а также мотивы этих действий.

Коллега Брингсджорда Эндрю Шиллидей (Andrew Shilliday) добавляет, что их работа будет также востребована вне игр. Например, поисковые машины способные производить рассуждения об убеждениях пользователя, что сможет позволить им лучше понимать поисковые запросы людей.

Ложность убеждений

В реальности, "задача на понимание ложности убеждений" используется психологами, чтобы помочь диагностировать отклонения, типа аутизма. Испытуемому показывают сцену, в которой ребенок помещает объект в ящик и покидает комнату. Потом мать ребенка перемещает объект в другое место.

Неспособные видеть мир глазами других, маленькие дети и некоторые люди с аутизмом предсказывают, что ребенок будет искать объект в месте, где его оставила мать. Только в возрасте 4-5 лет ребёнок понимает, что ребенок ложно полагает, что объект все еще находится в ящике.

Команда Брингсджорда проиграла подобный сценарий в виртуальном мире «Second Life» (частный 3D виртуальный мир, который запущен в 2003 компанией Linden Lab). Видео показывает как из персонаж Эдди проходит тест (15 мегабайт, формат *.mov).

Два аватара (персонажи, управляемые людьми) стоят рядом с Эдди перед одним красным и одним зеленым чемоданом. После того как один человеческий аватар уходит оставшийся человек перемещает оружие из красного чемодана в зеленый.

После этого Эдди спрашивают, где ушедший персонаж, будет искать оружие. Программное обеспечение искусственного интеллекта правильно понимает, что он будут смотреть в красном чемодане.

Простая логика

Программное обеспечение Эдди поддерживает базу данных фактов, которая постоянно обновляется, например, местоположение оружия. Рассуждающая программа использует эти факты, чтобы извлечь смысл из ситуаций.

Эдди может проходить тест благодаря простому логическому утверждению, добавленному к рассуждающей программе: если кто - то видит кое-что, они знают это, а если они не видят это, они не знают. Программа может рассудить правильно, что человек не будет знать, что оружие переместилось, если он не будет видеть этого.

"Незрелая" версия Эдди без этой дополнительной части логики не может пройти тест.

Джон Лэрд (John Laird), исследователь компьютерных игр и искусственного интеллекта (ИИ) из Университета Мичигана в Анн-Арборе («University of Michigan in Ann Arbor»), особо не впечатлен этой демонстрацией. Он считает, что нет ничего выдающегося в том, чтобы получить систему искусственного интеллекта с метапрезентацией."

Необходимый шаг

Он указывает, что в прошлом году, Синтия Бризил (Cynthia Breazeal) из лаборатории средств передачи данных Массачусетсского технологического института («Massachusetts Institute of Technology's Media Lab») запрограммировала эту способность в реальном роботе по имени Леонардо. Видео показывает робота, проходящего этот тест.

Более внушительная демонстрация, говорит Лэрд, была бы, если бы персонаж, первоначально неспособный проделать этот тест, так же как и дети научился бы выполнить его.

Однако Брингсджорд считает то что это первый компьютерный персонаж, который достиг уровня метапрезентации, необходимой для того чтобы персонажи стали более умными, лучшими противниками и сотрудниками. Его команда теперь пытается сделать персонажей, которые могут лгать, что также требует рассуждения об умственном состоянии других людей.

Шиллидей представил свою работу в воскресенье 2 марта на первой конференции по универсальным проектам Искусственного Интеллекта (conference on Artificial General Intelligence) в Мемфисе, Теннесси, США.