Учебный текст в советской школе: Сборник статей

От составителей

В последние два десятилетия в поле зрения исследователей советской эпохи оказывался самый разнообразный материал, однако до последнего времени на периферии внимания оставались проблемы, связанные с изучением советской общеобразовательной школы. А ведь советская школа "--- практически единственный социальный институт, через который проходил каждый советский человек. Советский ребёнок проводил в школе весь световой день: уроки, внеклассные мероприятия, пионерские поручения... Как школа участвовала в формировании этого советского человека? Каковы культурные формы, в которые облекался процесс обучения и воспитания будущего гражданина СССР? Что представляла собой школьная повседневность советской поры?

Предлагаемый сборник составлен по материалам первой конференции «Учебный текст в советской школе», проведенной в рамках проекта 15--16 декабря 2006 года на кафедре детской литературы СПбГУКИ. Обоснованием для выбора такой темы конференции явилась гипотеза, что учебные тексты советской школы в большой степени формировали фонд стереотипов и знаний советских детей, будущих носителей советской культуры. Учебные тексты "- учебники, хрестоматии, словари, прописи, тетради, наглядные пособия и эфемерные тексты, написанные на доске и произносимые в классе, "- находились в центре учебного процесса, являлись средством, методом и целью школьного обучения. Они становились проводником государственной идеологической доктрины: в каких-то случаях прямо, в каких-то косвенно, а какая-то часть учебных текстов осталась непроницаема для идеологических значений, не говоря уже о том, что многое в советской школе определялось предшествующими образовательными традициями и внутренней логикой процесса обучения вообще.

Представленные в сборнике работы посвящены тому, как в процессе предметного образования по различным учебным дисциплинам учебные тексты формировали определенную мировоззренческую систему. Материал исследований весьма разнообразен: это буквари и хрестоматии для чтения в начальной школе, географические карты, песни, исполнявшиеся на уроках музыки, учебники иностранных языков, кинофильмы, учебники родного языка в национальных республиках СССР... Такая пестрота материала позволила обнаружить, что при кажущейся разомкутости и рассогласовании предметного образования (что может быть общего между знаниями и навыками, полученными на уроках чтения и географии?) советские учебные тексты формировали не столько идеологизированную, монолитную, как кажется на первый взгляд, картину мира, сколько «всесторонний» горизонт ожиданий, тот горизонт, который должен был помочь советскому ребенку стать полноправным рецепиентом взрослого советского дискурса.

Статьи сборника объединены в несколько разделов. В первый раздел «Отбор материала для учебных текстов» вошли статьи, посвященные анализу отбора текстов, включаемых в советские школьные учебники "- будь то произведения А. Н. Радищева в учебнике литературы или басни Крылова в хрестоматиях для начальной школы. Раздел «Герои учебника» составили работы, где в центре внимания оказываются персонажи учебных текстов: Мартин и Кармела, Катя Козлова, Паша и Кира, бабушка и дедушка... В группу статей раздела «Социальная реальность в учебнике» вошли исследования, в которых учебник рассматривается как концептуально целостная система текстов, где и чужой капиталистический мир устроен так же, как и советский, где шофёры расходуют безин, а прохожий бегает за шляпой. В раздел «От идеологии к прагматике учебных текстов» объединены работы, задачей которых стало выявление установок авторов советских школьных учебных текстов, причем установок не всегда сугубо идеологических. Раздел «К истории образовательных парадигм» составили работы, где в фокусе внимания "- преемственность российской и советской образовательных парадигм. В Приложении публикуются справочные и библиографические материалы по истории учебных текстов 1920-х и 1947--1958 годов.

Нельзя не поблагодарить тех, чье участие способствовало подготовке сборника. Это Владимир Яковенко и Екатерина Данькова, оказавшие помощь в художественном оформлении сборника, Елена Маркасова, взявшая на себя труд редактирования отдельных статей, это Алексей Смирнов, директор Института логики, когнитологии и развития личности, способствовавший скорейшему выходу книги в свет. И, конечно, спасибо дорогим коллегам с кафедры детской литературы за неизменную поддержку исследовательского проекта в целом.