Источники по изучению жизни детей в российской провинции в 1920-е годы

Ю.Г. Салова

    Документы по изучению жизни детей в 1920-е годы составляют сложный комплекс как опубликованных, так и неопубликованных  материалов. Важный блок представляют материалы  государственных и партийных органов по управлению народным образованием, позволяющие хронологически проследить складывание законодательной базы реформирования учебно-воспитательных учреждений, вопросы школьного строительства и становления системы воспитательных учреждений для детей разного возраста (См., например,: Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917-1947 гг.  М., Л., 1947)

    Довольно много мета вопросам разработки теории коммунистического воспитания уделялось на различных съездах (См: Комсомол и школа: Документы съездов, конференций комсомола, пленумов, бюро секретариата ЦК ВЛКСМ. (1919-1985  гг.) М., 1986.) Не менее важную роль  играли педагогические конференции и съезды, в материалах которых отражены взаимоотношения учительства с партийными и государственными структурами на протяжении 20-х годов. Эти  источники позволяют уточнить позиции рядового учительства по той или иной проблеме,  выносимой на обсуждение, будь то руководство учебным и воспитательным процессом или методы работы с детьми (См., например, : Всероссийский съезд ГубОНО (отчеты о заседании съезда) М., 1921;Тезисы докладов на Всероссийской конференции по учебной и детской книге 8-15 мая 1926 г. М., 1926 и др.).

    Самым обширным документальным комплексом являютсяопубликованные делопроизводственные материалы, в которых представлены все группы исторических источников. Наиболее информативными в нем являются отчеты Народного комиссариата просвещения и отчеты государственных органов, которые в большей степени насыщены  конкретным материалом, раскрывают специфику работы региона, губернии. В этом ряду необходимо выделить отчеты губернских съездов Советов( Отчет Ярославского губернского исполнительного комитета Советов XIII губернскому съезду советов 1921- октябрь 1922. Ярославль, 1922 и др.). Все они включают информацию отделов народного образования, которые в свою очередь базировались на данных, представленных уездными отделами. В отчетах присутствуют данные об учреждениях социального воспитания, статистика народного образования, в которой учитывался контингент детей, типы учебно-воспитательных учреждений.

    Отчеты составляли все структурные подразделения, входившие в губернские отделы образования, их составляли и отдельные учебные, научные, воспитательные учреждения. Большая их часть сосредоточена в архивах. Являясь первичной информацией для всех последующих обобщающих сводок, именно они позволяют расширить границы информационного поля при изучении повседневной работы с детьми. Отчеты детских садов, общеобразовательных школ, клубов, библиотек содержат яркие примеры применения новых форм и методов воспитательной работы, ее результативность в разных возрастных группах детей.

    В комплексе делопроизводственной документации значительную группу представляет блок организационно-распорядительных документов. К ним относятся положения о деятельности того или иного воспитательного, учебного или досугового учреждения, а также решения, резолюции, приказы, инструкции, циркуляры, распоряжения и тому подобные документы. Текущая работа детских учреждений регулировалась чаще всего циркулярами и распоряжениями Народного комиссариата просвещения. Большая их часть публиковалась в "Еженедельнике Наркомпроса РСФСР". Так, например, развертывая работу по эстетическому воспитанию детей, Наркомпрос  выпускал распоряжения, касающиеся создания Совета по художественному воспитаниюорганизации художественной работы с детьми. Введение клубного дня в школах предписывалось соответствующим циркуляром  Главного управления социального воспитания, осуществлявшим в Наркомпросе руководство дошкольными и школьными учреждениями ( См.,например, : Еженедельник Наркомпроса РСФСР. 1925. № 15; № 46 и др. )  Такие  документы рассылались всем краевым, окружным и губернским отделам народного образования и они, учитывая местные условия решали поставленные вышестоящими органами задачи.

    Руководство воспитательной работой осуществлялось и через многочисленные съезды, конференции, совещания, касавшиеся самых разных сторон жизни детей. Они проводились как на местном уровне, так и на общероссийском. По результатам работы принимались разнообразные резолюции, касавшиеся  тех вопросов, которые в данный период были наиболее актуальными для государства (См: Резолюции второго Всероссийского съезда заведующих губсоцвосами 11-17 марта 1923 г. М., 1923; Резолюции второй губернской конференции работников ШКМ // Наш труд. 1926. № 11-12. С. 74-81 и др.). Принятие подобных резолюций не всегда проходило гладко. По многим, выносимым на съезды вопросам, велись споры, дискуссии, что дает возможность выявить весь спектр мнений по обсуждаемым вопросам.

    Важнейшим источником по изучению проблем детства и учебно-воспитательного процесса в частности являются статистические материалы. Особенностью этих публикаций является широкое обобщение данных по разным регионам страны. Такие материалы позволяют определить общие тенденции и особенности школьного строительства как по губерниям, там и в целом по стране. На местах в 20-е годы были изданы свои статистические сборники. После создания Центрального статистического управления в 1918 г. на местах были организованы Губстатбюро с секциями статистики народного образования. В конце учебного года эти секции рассылали по школам бланки, куда вносились сведения о жизни школ в данном учебном году. Они сводились в семь таблиц, позволявших судить о развитии наиболее существенных элементов школьной жизни. Именно эти сведения и вошли в местные статистические издания.( См., например: Статистический справочник по Костромской губернии на 1921 г. Кострома, 1921; Ярославс4ая губерния в цифрах: статистический справочник. Ярославль, 1927 и  т.п.) В сборники вошли сведения не только по школьной статистике, но и по другим учебно-воспитательным учреждениям, в частности, по дошкольным.

    Безусловно, эти материалы не дают полной картины состояния детских учебно-воспитательных и досуговых учреждений, тем более, что  достоверность публикуемых данных зачастую вызывает  сомнения. Официальные данные для полноты картины приходится дополнять статистикой, приводимой в многочисленных публикациях 20-х годов, посвященных разным аспектам  жизни детей таких как: количество издаваемых книг для детей, выпускаемых фильмов, открываемых кружков в различных городах, регионах.

    Весьма важную роль в изучении процессов воспитания играет такой вид источников как мемуары. Они позволяют выявить факты, которые не всегда отражались в других источниках, посмотреть на процесс воспитания как с точки зрения  педагогов-теоретиков, так и с позиций рядового учителя, который  в отличии от первых каждодневно общался с детьми, видел их реакции на предлагаемый урок, общественное мероприятие, прочитанную книгу, увиденный фильм и т.д.

    Воспоминания писались учителями в разное время. Это могли быть воспоминания, что называется, "по свежим следам". В данном случае они максимально достоверны (См.,например,: Студитский К. Мои первые шаги в новой трудовой школе // Вестник Ярославского института народного образования. 1920. 31. С. 5-7 и др.). Существуют и воспоминания другого рода. Написанные чрез много лет после описываемых событий, они уже были определенным "заказом" другой эпохи. Это, например, мемуары Н. М. Головина и С. Н. Розовой,( Головин Н.М. Записки учителя. Ярославль, 1949; Розова С.Н. Полвека в школе. Ярославль, 1952), написанные в сталинский период. В них эпоха 20-х годов предстает как эпоха великих свершений в области школьного строительства, негативные моменты повседневной жизни практически отсутствуют. Но даже такой субъективный взгляд на историю отечественной школы позволяет, в сочетании с другими свидетельствами, составить более широкую панораму мнений и взглядов на события.

    Не менее интересную группу источников по проблеме представляют периодические издания. В силу своей специфики большинство периодическихизданий носят многоплановый характер. На страницах газет и журналов печатались самые разные материалы от публицистики до законодательных документов, отчетов, хроник научной и культурной жизни.

    Являясь мощным средством идеологического воздействия периодика очень оперативно доносила  нужную информацию до тех групп населения, на которые была рассчитана. Жанры подачи материала были разными, но, в основном - информационный и аналитический. В первом случае это разнообразные заметки, репортажи о событиях, связанных с открытием того или иного учреждения для работы с детьми, съезда или конференции, посвященной проблемам детства. Чаще всего подобная информация публиковалась в разделах "Хроника" или "Сообщения с мест".

    Во втором случае это статьи, в которых анализировались официальные документы, связанные с осуществлением государственной политики в области воспитания; разбирались формы и методы работы с детьми во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Такой материал в большей степени насыщен информацией о деятельности педагогов, психологов, социологов, в нем отражена повседневная практика работы с детьми. В сочетании с архивными документами такие свидетельства помогают раскрыть сложные процессы социализации детей не только в крупных промышленных центрах страны, но и в отдаленных селах.

    Самыми известными и популярными в учительской среде были журналы "Народное просвещение",  "На путях к новой школе", "Народный учитель". Не менее интересную информацию можно найти на страницах региональных журналов (См, например,: Наш труд. Орган Ярославского губернского отдела народного образования. Ярославль, 1922-1929 и др.) Такие журналы уделяли гораздо больше внимания повседневной практической работе  педагогов с детьми разного возраста. В статьях, посвященных этому приводится довольно интересная информация о детях, их реакциях на то или иное мероприятие. Кроме того, в них присутствуют материалы социологических обследований детей, предпринимавшихся местными педагогами или психологами по разным поводам. Если учесть, что в архивах почти не сохранилось подобного рода источников, эти статьи представляют особую историческую ценность.

    Что касается изучения вопросов учебно-воспитательного процесса, то в данном случае  нельзя обойти вниманием работы ведущих педагогов 20-х годов. Они интересны как с точки зрения теоретических разработок, так и с точки зрения практического воплощения их в жизнь. Большая  часть работ публиковалась только в 20-е годы и не переиздавалась. Большинство работ раскрывают формы и методы  работы с детьми, причем на разной стадии личностного становления ребенка. В первую очередь это работы Н.Д.Бартрама,  Е.Моложавой, посвященные детским играм и игрушкам, так как в них определялись и новые подходы к созданию советской тематической игрушки и предлагались варианты ее использования в воспитании детей-дошкольников (См.: Бартрам Н.Д. От игрушки к детскому  театру. Л., 1925; Моложавая Е. Сюжетная игрушка, ее тематика и оформление. М., 1935. и др.),  

     Уникальным источником по изучению практической работы детских садов является книга М.Свентицкой "Наш детский сад". В ней отражены особенности работы воспитателей в 20-е годы. Наиболее же важными  являются примеры высказываний детей по различным аспектам общественной и политической жизни страны, приводимые автором. Именно по ним можно составить некоторые представления о степени влияния на детей  как окружающей среды, так и собственно педагогов, работавших с ними. Аналогичный характер носит книга "Школа-коммуна Наркомпроса", в которой педагогами этой школы описывается  конкретный опыт их практической работы по организации учебного процесса, методике преподавания различных предметов, организации досуга учащихся во внеучебное время.( Свентицкая М. Наш детский сад. М., 1924.;Школа-коммуна Наркомпроса / Под ред. М.М.Пистрака. М.. 1990.)

     Особо следует выделить в ряду публикаций педагогов работы Н.А.Рыбникова, посвященные различным аспектам изучения жизни детей (Рыбников Н.А. Детские рисунки и их изучение. М., 1926; Он же. Интересы современного школьника. М., Л., 1926 и др.). С одной стороны это работы, раскрывающие приемы изучения жизни и деятельности детей различными научными учреждениями 20-х годов, с другой - это незаменимый  источник в котором приводятся результаты различных социологических исследований детей. В работах Н.А.Рыбникова приводится довольно много детских высказываний по  вопросам текущей жизни, что позволяет выявить процесс формирования определенных взглядов детей разного возраста при воздействии различных социализирующих факторов.

    Очень тесно связаны с работами педагогов издания методического характера. Они позволяют раскрыть основные сферы  деятельности учителей в области воспитания. Чаще всего методические издания выпускались для разъяснения той или иной формы работы с детьми. Они касались как учебных занятий, так и внешкольной деятельности. Довольно много работ посвящалось проведению уроков, популяризации ленинских идей и формированию его образа как вождя трудящихся, развитию клубных форм работы с детьми, организации досуга, играм, праздникам, руководству пионерской работой (Коньков Р., Лепилин Я. Ленинский день. М., Л., 1926; Пфейфер С.И. Детский клуб, его значение, цель и организация. М., 1925; Дюшен В., Замятина А. Политические праздники в школе и детском саду. Руководство для педагогов. М., 1926; Корнилова-Радина М.А., Радин Е.П. Новым детям новые игры. М., 1929;  Смирнов А.А. Работа пионеров в семье. М., Л., 1927 и др.)

    Особое место в ряду источников, позволяющих более детально посмотреть на учебный процесс в школе, занимают учебники и учебные книги (См.: Венгеров Н., Осмоловский Н. Букварь для школ Сибири. Новосибирск, 1926). Подобного рода источники не являлись предметом источниковедческого анализа ни в исторической, ни в историко-педагогической литературе, хотя, на наш взгляд, они предоставляют возможность посмотреть какого рода информацию получали дети каждодневно на уроках и в процессе подготовки домашних заданий. Фактически именно эти книги становились основными и постоянно читаемыми на довольно продолжительное время в процессе дотрудовой социализации детей.

    Значительный комплекс источников по рассматриваемой теме  составляют неопубликованные материалы центральных и местных архивов, в которых сосредоточены документы учреждений, занимавшихся разработкой программ и методических материалов для учреждений социального воспитания, руководивших научными центрами, в том числе и теми,  которые занимались изучением детства. Довольно обширен комплекс архивных документов, отражающих взаимоотношения комсомола, пионерской организации с  детскими учреждениями.

    Многие аспекты работы школ, досуговых учреждений, научных центров, занимавшихся педологическими исследованиями детей, раскрывают материалы Научного архива Российской академии образования (НА РАО). В системе РАО имеется самостоятельный архив Художественно-педагогического музея игрушки, в котором особый интерес представляет личный фонд Н.Д.Бартрама, создателя и первого директора Института игрушки и музея игрушки.

     Самую многочисленную группу  архивных источников составляет делопроизводственная документации, о характере которой уже говорилось. Разновидностью отчетов, которые публиковались, являются доклады и докладные записки, составляемые для различных организаций по  поводу обследования какого- либо учреждения или группы таких учреждений. Такие обследования проводили специальные комиссии, создаваемые для разового обследования, или специальные инспекционные структуры, работавшие в местных аппаратах народного образования.

     В таких докладах отражены мероприятия по руководству различными направлениями учебно-воспитательного процесса, материальная база детских учреждений, контингент учащихся или воспитанников. Кроме того, в них отражены как положительные, так и отрицательные стороны работы,  предлагаются конкретные шаги по устранению имеющихся недостатков или возможные варианты реорганизаций. Ярким примером такого рода документов служит  доклад инспектора отдела опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР С.В.Абрамова, в котором представлены  результаты обследования школ Урала, Коми и Центральной России по осуществлению классовой линии в деле народного образования.( См.: ЦГА СПб. Ф. 3106. Оп. 7. Д. 87. Л. 14-60). Подобные доклады и записки составлялись   и по поручению ЦК комсомола. Они касались обследования пионерского движения, например,  в Сибири или содержания пионерской работы, проводимой по поручению ЦК ВЛКСМ (См.: ЦХДМО.  Ф.1. Оп. 23. Д.642. Л. 85-105;  Д. 788. Л. 13-32.)

     Изучение процесса принятия решений по вопросам воспитания на государственном уровне, и, в частности, на разнообразных съездах и конференциях невозможно без анализа документов, которые раскрывают их обсуждение на местах. Это позволяют сделать материалы предварительных собраний , проводимых  до съезда, а  также последующих за съездами заседаний различных уровней и представительства на которых высказывались суждения по принятым решениям. Чаще всего в комплексе делопроизводственной документации откладывались протоколы, в которых отражались не только мнения руководства, но и мнения  педагогов, претворявших решения и резолюции вышестоящих инстанций  в жизнь.

    Так, протоколы собраний педагогов различных учебно-воспитательных учреждений довольно кратки, но и они позволяют определить степень оперативности в осуществлении намечаемых высшими государственными  и местными органами задач, а также проследить процесс  восприятия рядовым учительством спускаемых сверху директив. Довольно много протоколов отражают обсуждение вопросов, связанных с разбором взаимоотношения комсомольских организаций и школы (См.: ЦДНИ ЯО. Ф. 496. Оп. 12. Д. 94. Л. 95-103.).

     В большом объеме представлена разнообразная текущая переписка различных учреждений сохранившаяся в архивах. Это прежде всего переписка школ, детских садов, внешкольных учреждений, пионерских и комсомольских организаций, научных центров,  как правило, с губернскими органами народного образования или с подразделениями Наркомпроса РСФСР по вопросам, возникавшим в процессе их деятельности, с ЦК ВЛКСМ.( См.: ЦХДМО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16. Л. 94-96; Д. 20. Л. 147-148). В таких письмах речь прежде всего идет о выполнении распоряжений, исходивших от руководства. Довольно часто в них содержаться просьбы о разъяснении  каких- либо положений инструктивных, циркулярных и директивных документов, что позволяет сформировать представление о характере взаимоотношений управленческих структур и рядовых педагогов, а также степени восприятия новаций на местах.

    Редкими и весьма неординарными источниками, являются письменные работы самих детей. Это прежде всего детские письма, сочинения, стихи. Большая их часть писалась по заданной теме, например, "Октябрьская революция". "В.И.Ленин - наш вождь"( См.: ГАРФ. Ф. 1575. Оп. 1. Д. 110. Л.2-35; ГАЯО. Ф. Р-178. Оп. 1. Д. 2668. Л. 74 - 85 .) Они со всей непосредственностью  раскрывают внутренний мир детей, восприятие ими той информации, которую они получали от взрослых и весьма своеобразно ее интерпретировали.

    Таким образом, обширный комплекс опубликованных и неопубликованных источников позволяет  комплексно изучать проблемы детства на региональном уровне, проводить  научные реконструкции разных сторон жизни детей: положение в семье, воспитание и образование, досуговая сфера, общественная жизнь, формирование идеалов и ценностных предпочтений и т.д.

    Опубликовано: Социальная история российской провинции. Материалы Всероссийской научной конференции. -  Ярославль: ЯрГУ, 2007. - С. 40-49.