Клубная работа с детьми в советской школе 1920-х годов

   Ю.Г. Салова 

  1. Клуб, как место отдыха и развлечений детей возник в России в начале ХХ века. В первый период своего существования детские клубы рассматривались как досуговые учреждения. Большинство их предназначались для городских детей, которые значительную часть дня проводили на улице предоставленные сами себе. После Октябрьской революции эта форма детского учреждения не была ликвидирована, поскольку была приспособлена к задачам новой педагогики. Работа в них мыслилась как совершенно самостоятельная ветвь в общей системе социального воспитания и детский клуб строился более или менее изолировано от школы. В период реформирования школы возник промежуточный тип школы - школа-клуб.  Период их бурного роста пришелся на 1918-1920 годы. В годы нэпа когда началось сокращение всех типов учебных и культурно-просветительных учреждений, стали закрываться и детские клубы.
  2. Возрождение клубной работы приходилось на 1923-1924 годы.  Это было связано с появление новых учебных программ, которые рассматривали клубную работу детей как неотъемлемую часть воспитательно-образовательной работы общеобразовательной школы. Методическое руководство клубной деятельностью взяла на себя педологическая лаборатория Московского отдела народного образования (МОНО) и Московское бюро юных пионеров. Поскольку главной задачей школы комплексные программы определяли изучение и строительство окружающей жизни, то  и клубная работа строилась именно в этом направлении. Дети объединялись в кружки, комиссии, группы для коллективного разрешения намечаемых общественно-практических задач.

    В марте 1925 г. Гавсоцвос выпустил циркуляр о клубном дне в школе 1 и 2 ступени, в котором говорилось, что клубный день в школе может быть заполнен самым разнообразным содержанием, меняющимся в зависимости от местных условий и местных потребностей, от того или иного сезона и от масштаба работы комсомольской и пионерской организации, с которой связна школа. В методических рекомендациях МОНО отмечалось также, что центром клубного дня должна быть общественно-политическая работа детей. В содержание клубного дня входили работа различных кружков; массовая работа (игры, подготовка революционных праздников, вечера, выпуск газет, работа мастерских) и работа по самоуправлению.

    Таким образом, в середине 1920-х годов детский клуб теряет свое значение как самостоятельное учреждение и становится формой работы общеобразовательной школы, в которой сочетались и образовательные и развлекательные элементы. Эта форма стала носить название клубного дня или клубных часов, выделявшихся из учебного плана школы.

  3. Ярким примером школьного клуба может служить клуб Рыбинской школы им. А.В.Луначарского, который возник в 1923 г., когда другие школы практически не уделяли внимания такой работе. Инициаторами создания клуба выступили члены Рыбинского губполитпросвета, которые и стали помогать преподавателям. Ядро клуба было сформировано из членов отдельных школьных кружков. В ноябре 1923 г. было избрано правление клуба. Клуб был торжественно открыт и назван именем А.В. Луначарского, позднее это имя было дано всей школе (до этого школа называлась школа второй ступени № 2). Нельзя сказать, что клуб восторженно был принят руководством  и родителями. Многие воспринимали создание клуба как  чью-то прихоть, отвлекающую детей от учебы, поэтому запрещали детям его посещать. Но постепенно отношение стало меняться и к 1924 г. клуб уже посещало 60% всех учащихся школы. В работу постепенно вовлекаются родители, которые берут на себя содержание некоторых кружков, дают средства на духовой  и струнный оркестры, на живой уголок. Они также создают комитет содействия клубу.

     

    Клуб имел устав, утвержденный школьным советом, по которому членами клуба могли стать учащиеся школы и даже выпускники. Членский ежемесячный взнос составлял 5 копеек. Билет клуба позволял пользоваться библиотекой и читальней. Клуб возглавляло правление, избираемое членами клуба на один год из представителей учителей, комсомольцев и пионеров. Связь со школьным советом осуществлял специально выделенный педагог . Все дела решались правлением простым большинством голосов. Правление составляло план работы и вело ее учет.

    В 1925 г. были создан кружок юных натуралистов, при котором открылся биологический музей. С этого же времени в клубе развиваются производственны кружки: столярный, переплетный, рукоделья. В 1926 г. для учащихся была создана библиотека с отделами научной, политической и художественной литературы на 4 000 томов. Кружок краеведения организовал школьный огород на участке Рыбинского научного общества, устроил при школе метеорологическую станцию. Кружок юных натуралистов расчистил ботанический сад Рыбинского научного общества. Для драматического кружка была создана своя сценическая площадка с декорациями, а также приобретено оборудование для летних и зимних спортивных занятий.

  4. Работа клуба делилась на два направления: самообразование учащихся и массовая деятельность. Процесс самообразования подчинялся содержанию комплексных программ, поэтому клубная работа этого направления становились частью учебного процесса. Самообразованием дети занимались в многочисленных кружках таких как кружок юных натуралистов, кружок современности, сельского хозяйства, рассказчиков, метеорологии.

    Так, например,  кружок современности, состоявший в основном из старшеклассников, следил за событиями общественно-политической жизни. Дети изучали газеты, устраивали дискуссии, беседы. Наиболее актуальными в 1920-е годы темами для них были: партийные съезды, индустриализация, электрификация, режим экономии и т.п. события внутренней жизни. Довольно активно обсуждались темы внешней политики: китайские события, американский империализм. Это не были отвлеченные темы, поскольку все они вписывались в программу по обществоведению, занимавшему ключевое место в школьном  цикле гуманитарных дисциплин. Именно из этого кружка выходили школьные докладчики для различных собраний, праздников, отсюда выходили и сотрудники живых и стенных газет.

      На самым массовым был юннатский кружок, который поддерживал связи с подобными организациями Москвы и Ленинграда и участвовал во Всесоюзном юннатском съезде. Им руководил В.П. Иорданский. Дети изучали местную природу. Кружок делился на ячейки: исследователи леса, гидрологи, ботаники и т.д. Каждой ячейкой руководил учитель из какой-либо рыбинской школы. Кружок издавал рукописный журнал "Юный натуралист". С экспонатам созданного юннатами биологического музея приезжали знакомиться педагоги других городов Ярославской губернии.

  5. Массовая работа клуба заключалась в отчетных выступлениях кружков, обычно проходивших в феврале. Отчет производился перед коллективом школы. Обычно это были живые газеты, спектакли, концерты, лекции, спортивны выступления. Но кроме этого клуб участвовал в проведении различных кампаний (перевыборы в горсовет, общество "Долой неграмотность", Авиахим и т.п.); организовывал подготовку советских праздников, издавал стенную газету, работал в школьной читальне, устраивал концерты и радио-вечера. Массовая работа проводилась и за стенами школы. Дети выезжали в окрестные села: Арефино, Некоуз, Коприно, Иваново, Разумово, где устраивали концерты, просветительские мероприятия. В самом Рыбинске они ставили спектакли в доме крестьянина и центральном рабочем клубе.

Направления деятельности школьного клуба в Рыбинске являются ярким примером поиска нетрадиционных форм работы общеобразовательной школы в 1920-е годы. Здесь в полной мере был воплощен один из главных лозунгов новой системы образования, заключавшейся в связи школы с окружающей жизнью.

Опубликовано: VIII Золотаревские чтения. Тезисы докладов научной конференции 16-17 октября 2000 г.  - Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.  - С. 95-97.