История игрушки как объекта искусства

Что было и что происходит с игрушкой как материалом современного искусства и как меняется самосознание «играющего» художника – главные вопросы масштабной выставки «Не игрушки!?», подготовленной Третьяковской галереей к Третьей московской биеннале. 

Куклы, плюшевые звери, солдатики, игровые автоматы – с эпохи дада и сюрреализма игрушка становится одним из самых доступных и одновременно опасных материалов современного искусства, способным обрушить любые культурные иерархии. На протяжении ХХ века художники неизменно обращались к игрушкам в стремлении выйти за пределы установленных границ серьезного «взрослого» искусства, потерявшего свою игровую природу.

Психологи отмечают, что сегодня мир склонен к инфантильной регрессии – возврату к детскому состоянию, именно поэтому современные художники все чаще в искусстве обращаются к игрушкам.

Выставка объединяет работы более чем пятидесяти российских авторов, которые в разное время использовали детскую игрушку как материал для создания художественных произведений – объектов, инсталляций и перформансов. Организаторы не давали художникам специальных заданий, привычных в современной кураторской практике, а отбирали произведения, уже созданные когда-либо. Ряд произведений, которые будут показаны на выставке, российские зрители увидят впервые. 

Цель проекта – проследить историю игрушки в русском искусстве в период с 1930-х годов до настоящего времени: от «первого поколения» игрушек, созданных русскими авангардистами, до современных интерактивных инсталляций. 

Третьяковская галерея на Крымском Валу.
До 8 ноября 2009