30.03.2014

Мир семьи и детства. Образы пршедшей эпохи

17 апреля — 30 марта 2014

Крымский Вал, 10, зал 24
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

 

Новая экспозиция из фондов Третьяковской галереи сменяет выставку "Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи", представляя вторую часть цикла, посвященного скульптуре 1930–1960-х годов ХХ века. Она отражает еще одну грань советской эпохи, далекую от идеологии, пафоса трудового подвига и общественного служения, — мир частной жизни.

Орлов С.М. Друзья-дежурные. 1943

Скульптурные произведения демонстрируют свободу от идеологических мифологем времени и сложную взаимосвязь с ними. Настоящая камерная выставка, будучи самостоятельной, вместе с тем образует смысловое единство с предыдущей. Связующим звеном выступает панно И.Г.Фрих-Хара "Жить стало лучше, жить стало веселее" (Праздник в азербайджанском колхозе)" (1939, майолика). Cимволом новой большой советской семьи здесь становится колхоз.

Тема семьи и детства определяет масштаб работ и особенности их исполнения. Если выставка "Радость труда и счастье жизни" представляла вниманию зрителя монументальные портреты героев нового времени в классической иконографии советской эпохи, то для данной экспозиции в основном характерны камерные произведения, в которых скульптор отображает тонкие человеческие эмоции.

На выставке представлено около 25 работ, часть которых экспонируется впервые. Это разнообразные формы и виды портрета: камерный и парадный, круглая скульптура, рельеф, статуэтка.

Холодная М.П. Галя с книгой. 1949

Одно из знаковых произведений — мраморная группа Н.В. Крандиевской "Отец и сын" (1922), довольно редкий тип двойного портрета, — было приобретено музеем не так давно и еще неизвестно публике.

Парадный портрет представлен скульптурой И.Г.Фрих-Хара "Пионерка-отличница Галя" (1949, мрамор). Мастер изобразил свою дочь за чтением книги. Произведение выполнено специально для Всесоюзной выставки 1949 года. Идеологически окрашенный образ заставляет вспомнить о многочисленных статуях пионеров, стоявших в советских парках. Контраст с этой работой составляют выставленные в витринах статуэтки "Галя с книгой" (1949, фаянс, роспись) и "Галя за вышиванием" (1944–1945, фаянс, роспись), изображающие ту же девочку, но исполненные ее матерью, М.П. Холодной. В отличие от скульптуры Фрих-Хара, создающей обобщенный образ советской пионерки-отличницы, миниатюрные фаянсовые статуэтки демонстрируют зрителю хрупкого ребенка, каким его видит мать.

Чайков И.М. Материнство. 1953

Тему материнства продолжает недавно отреставрированная скульптура З.В.Баженовой "Материнство. Купание малыша" (1947, майолика). Так же лирично произведение Е.Ф.Белашовой "Моя дорогая" (1964, бронза), демонстрирующее порыв матери, крепко обнимающей дочь. В двухфигурной композиции И.М.Чайкова "Материнство" (1953, мрамор) эта же тема дана в традициях "сталинского классицизма". Младенец, которого поддерживает мать, стоит на колонне с классической капителью как символ будущего страны. Скульптура была недавно отреставрирована и выставляется впервые. Другая только что отреставрированная работа И.М.Чайкова, рельеф "Швея" (1953, терракота), отличается уравновешенной и строгой композицией.

Мечтательность и беззаботность, присущие детству, переданы Е.Ф.Белашовой в скульптуре "Лежащая девочка" (1947, бронза), которую отличает импрессионистическая лепка, отсылающая к работам П.П.Трубецкого. В "Портрете дочери" (1935, фаянс) А.Е.Зеленский запечатлел детское любопытство, склонность к исследованию окружающего мира, удивление им. Моделями скульпторов становились не только их собственные дети, но и дети друзей-художников (С.Д.Лебедева. "Портрет Вани Бруни". 1934, гипс тонированный).

Часто мастера обращались к изображениям детей с животными: "Мальчик с кроликом" (1933, гипс) И.Л.Слонима, "Девочка с кошкой" (1950-е, бронза) З.В.Баженовой. Важно отметить выразительную скульптуру С.Д.Лебедевой "Девочка с бабочкой" (1936, бронза) — эскиз знаменитой двухметровой статуи, стоявшей в парке ЦПКиО им. М.Горького. В зале 19 постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу выставлена монументальная версия этой статуи — бронзовый отлив 1968 года с экземпляра в гипсе.

Сменная экспозиция демонстрирует особую страницу в истории советской скульптуры. Образы из мира семьи и детства, большая часть которых оставалась на периферии официального искусства, выразительно представляют частную жизнь человека той эпохи.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц