04.04.2016

Религия в школе: новые нормы и практики

 EN / RU

Вышел анонс номера журнала "Религия, церковь, государство", посвященный религиозному образованию. 

Тема номера: «Религия в школе: новые нормы и практики». Место религии в системе среднего образования стало постоянной темой бурных публичных дискуссий во многих странах мира. Нужны ли обязательные уроки религии в светской школе? Как организовать преподавание религии в условиях мультиконфессионального общества? Следует ли преподавать религию или о религии, и в чем отличие одного от другого? Кто обладает правом учить школьников? Какими должны быть учебники?

Концепция религиозного образования была переосмыслена в 1990-х гг. в связи с возросшим этническим и конфессиональным разнообразием западного общества, как одно из направлений в политике мультикультурализма. Интерес к религиозному образованию усиливается в начале XXIв., когда религия начинает играть более заметную роль в публичном пространстве, а угроза современному обществу со стороны различных форм фундаментализма ощущается все более отчетливо. К двум существовавшим ранее образовательным подходам –learning into religion («обучение религии», религиозная индоктринация и катехизация) и learning about religion(преподавание знаний о религии, объективный, критический подход), добавилась новая парадигма – learning from religion («обучение у религии», феноменологический, субъективный, «гуманитарный» подход). В той или иной мере все эти подходы присутствуют в современных национальных образовательных моделях.

В России дискуссия о религиозном образовании также обострилась в 1990-е гг., хотя в несколько ином контексте: рост влияния религии и религиозных институтов был связан с поиском государством новой национальной идеи. В школьной программе в 2012 г. появился предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики». Мы предлагаем обсудить, в первую очередь, проблемы, связанные с преподаванием религии в российской школе: концепции, дискуссии, учебники, практика преподавания в разных регионах. Также мы заинтересованы в статьях о современной ситуации в сфере конфессионального образования (православного, мусульманского, иудейского, буддийского). Приветствуются статьи, посвященные международному опыту преподавания религии, в сравнении с российскими сюжетами.

Основные темы для обсуждения:

  • Диалог и конфликт культур в современной концепции школьного религиозного образования.
  • Изучение религии в государственной школе как часть национальной политики в области образования.
  • Концептуализация религии в учебной программе светской школы.
  • Участие религиозных организаций в преподавании религии в светской школе.
  • Религиозные учебные учреждения в условиях современного общества.
  • Религиозное образование как инструмент морального воспитания, социализации, формирования идентичности.
  • Религиозное образование в перспективе «гражданской религии».
  • Преподавание религии в контексте концепции прав человека.
  • Религия и этика в школьных программах и учебниках: содержание, методика, дидактика.

Просьба присылать статьи на два адреса: адрес журнала (religion@rane.ru) и адрес приглашенного редактора Анны Ожигановой (anna-ozhiganova@yandex.ru).

Примерный объем статьи – 6000–7000 слов. Принимаются иллюстрации.

Правила оформления на сайте журнала

Срок сдачи статьи: 15 июля 2017 г.

EN/ RU

Special issue of State, Religion and Church (RANEPA), Russian peer-reviewed academic quarterly (issue #4, 2017). 

Religion in Schools: New Trends in Norms and Practices. The place of religion in the system of secondary education has been a constant theme of stormy public debates in many countries. Do we need the compulsory religion classes in secular school? How to organize the teaching of religion in a multi-faith society? Who has the right to teach children religion? What kind of textbooks should be used?

The concept of religious education has been rethought in the 1990s in connection with the increased ethnic and religious diversity of western societies, as a part of the policy of multiculturalism. Interest in religious education was enhanced at the beginning of the 21st century as religion was becoming more visible in the public space and as the societies were challenged by various forms of religious fundamentalism. A new paradigm -- "learning from religion" (phenomenological, subjective approach) was added to the two approached that existed before - "learning into religion" (religious indoctrination) and "learning about religion" (objective, critical learning).In one way or another all of these three paradigms are present in the modern national educational models.

In Russia, a similar debate started in the 1990s, although in a different context: the growing influence of religion and religious institutions has been associated with the search for a new “national idea.” A new school subject - “Basics of Religious Culture and Secular Ethics” – has been introduced in 2012 into the public school curriculum. We propose to discuss, first of all, the problems of religious education in Russian schools: concepts, discussions, textbooks, teaching practices in different regions. We are also interested in studies of the cases of confessional education – Christian, Muslim, Jewish, or Buddhist. We welcome papers on the international experience – in both former Soviet lands and elsewhere - in comparison with the Russian cases.

Major themes:

  • Dialog and conflict of cultures in modern concepts of school religious education
  • Religious education in state schools as a part of national educational policies
  • Conceptualization of religion in the secular school curriculum
  • The involvement of religious actors in teaching (about) religion in the secular schools
  • Private religious schools in the “postsecular” society
  • Religious education as an instrument of moral upbringing, socialization, identity formation
  • Religious education in the perspective of “civic religion”
  • Learning about religion in the context of human rights
  • School textbooks on religion and ethics: conceptions, methods, didactics

Please send your papers (in Russian, English or other languages) at two addresses: the email of the journal (religion@rane.ru), copied to the email of the guest editor Anna Ozhiganova (anna-ozhiganova@yandex.ru).

The length of the papers is around 6000-7000 words. We accept high resolution pictures added to the text. The bibliographic rules can be found at the journal website here: http://religion.rane.ru/?q=en%2Ffor-autho

The deadline for submitting papers is 15 July, 2017.

The journal Gosudarstvo, religia i tserkov’ v Rossii i za rubezhom (State, Religion and Church in Russia and Worldwide) is a peer-reviewed, SCOPUS-indexed academic quarterly. It is published in the Russian language; however, manuscripts in other languages are also accepted.

The website is: http://religion.rane.ru/?q=en



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц