22.12.2010

Пролегомены к ФИЛОСОФИИ ДЕТСТВА в России

Кафедра истории и теории культуры РГГУ и Московский философский колледж проводят 22 декабря очередное заседание семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» на тему: «Пролегомены к ФИЛОСОФИИ ДЕТСТВА в России».

Докладчики:

Ждем всех желающих 22 декабря в 18.00 в ауд. 273 (Миусская пл., д.6, ст.м. «Новослободская», главный вход с ул.Чаянова)
Заказ пропусков по тел. 89055630567

С текстами выступлений после 16.12.2010 можно ознакомиться на сайте семинара http://childcult.rsuh.ru

Тезисы выступлений:

Репрезентация детства в этике и политике субъективности: между освобождением и защитой (Дж.Агамбен, А.Рено, К.Гиллиган)
Ирина Дуденкова (РУДН, Московский философский колледж)

От «Эмиля» и до Конвенции о правах ребенка 1989 года не переставала эволюционировать философская репрезентация детства со всеми вытекающими из нее этическими и политическими ставками. В современной философии детство как феномен и как опыт исследуется очень интенсивно, начиная от Арендт и Левинаса, которые сделали рождение или плодовитость залогом condition humaine. Современный всплеск интереса к детству связан с историческим досье Филиппа Арьеса, в котором ребенок предстал как подлинное открытие культуры модерна благодаря противопоставлению детства совершеннолетию и привилегированному выделению детства из прочих возрастных периодов и социальных условий. В докладе будут представлена фундаментальная трудность схватить в одном и том же концептуальном движении существо детства как универсального человеческого опыта и его различие по отношению к взрослому.  Для этого будут критически проанализированы работы Дж. Агамбена, А.Рено и К. Гиллиган, в которых исследуются адекватность приписывания ребенку статуса субъекта и рассмотрено концептуальное оснащение так называемой «этики уязвимости» и «политики заботливости», представляющих себя в качестве новых и сильных философских инвестиций в старую проблему alter ego.   

Ребенок как внешнее или внутреннее? (концепт ребенка в философии Левинаса на примере австрийской поэзии модерности)
Татьяна Вайзер (РГГУ, Московский философский колледж)

В докладе представлена философская концепция чадородия или плодовитости Э. Левинаса, согласно которой ребенок – это опыт самоовнешнения, невозможность вернуться к себе самому. Анализируя проблему детства, Левинас показывает, каким образом мы вступаем в отношение к радикально Иному, несводимому к нашей самотождественности. Докладчик предпринимает попытку не только представить саму эту концепцию, но и показать, как она работает применительно к лирическим переживаниям опыта детства, ребенка в современной австрийской поэзии. Р.М. Рильке, Г. Тракль, Р. Шиндель и др. осмысляли детство как опыт необратимого самоотчуждения, как движение вовне, из которого уже нет возврата. Ребенок – это то, что делает меня  инаковым себе самому. Однако с другой стороны, австрийские поэты описывали опыт детства на той стадии, когда он представлялся еще и глубоко внутренним дологическим состоянием человека: когда ребенок еще не есть антропоморфная фигура, а только переживается как внутренняяпричастность истоку, началу, к которому невозможно будет вернуться. Это глубоко внутреннее переживание себя самого как еще не родившегося ребенка, но к которому мое яуже никогда не сможет иметь доступ. Отсюда ключевой вопрос доклада: каковы те формы философской и поэтической концептуализации детства в европейской культуре ХХ в., которые представляют опыт ребенка то как «внешнее», то как «внутреннее»?

(Не)совершеннолетний разум
Пётр Сафронов (МГУ, МВШСЭН, Московский философский колледж)

Новоевропейская философия пронизана идеей заботы. Можно понять эту заботу как совокупность техник пестования разумом самого себя. Заботящийся о самом себе разум образует и теоретический и практический идеал высшего выражения новоевропейской философии – трансцендентализма. Трансцендентальная философия является философией человеческого совершеннолетия. С её точки зрения мыслить иначе как по-взрослому нельзя. Более того, она требует изначальной зрелости человека и апеллирует к ней. Зрелый человек, равно как и зрелый разум, заботиться о себе сам. Зрелость трансцендентального разума предполагает его одиночество. В докладе тема связи совершеннолетия и одиночества быть представлена на материале работ Гуссерля и Хайдеггера. И затем будет рассмотрен фопрос о том, возможна ли трансцендентальная философия вообще и феноменологическая философия в частности как философия детства.

Из публикаций докладчиков см.: Дуденкова И.В. Тематизация детства в современной философии // Философия - Детям. Диалог культур и культура диалога: Материалы Третьей Научно-практической конференции. 4-7 июня 2008г. М., 2008; Она же. Критическое мышление и гуманизм: пайдейя современности?// Философия- Детям. Мышление и здоровье. Материалы Четвертой Научно-практической конференции.7-9 ноября 2010 г.М., 2010; Вайзер Т.В. Опыт Другого и принципы переопределения нормы в культурологическом знании: культура как провокация: на примере французской философии трансгрессии // Философия культуры и культурология: вызовы и ответы. Материалы круглого стола в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге, 2007, С. 364–368; Она же. How Going Back to the Past Constructs a Future Without the Past: Politics and Education in Post-Soviet Russia // History and Memory after the Holocaust in Germany, Poland, Russia, and Britaineds. Martin L. Davies et al. (Hamрshire, 2007); Сафонов П.В. Горизонты феноменологии: предмет, экзистенция, данность. М., 2009; Он же. Онтология феномена. М., 2007. Т.В.Вайзер и П.В.Сафонов перевели ряд работ М.Фуко, С.Зонтаг, Р.Шинделя, А.-К. Брессона, Ф.Коплстона, Ж.Дерриды и др.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц