25.09.2012

Дети интернет-поколения России: новая реальность?

Дорогие коллеги, сообщаем Вам, что очередное заседание семинара "Культура детства: нормы, ценности, практики» состоится 25 сентября (вт.) 2012 года в 17.30 в РГГУ в 273 аудитории.

На заседании состоится дискуссия на тему Дети интернет-поколения России: новая реальность?

С докладом по итогам социологического исследования выступит Сергей Цымбаленко д. пед. наук, президент объединения ЮНПРЕСС.

Ждем Вас,
организаторы семинара.


Контакты: kultdetstva2008@mail.ru

Галина Макаревич, 8(905)563-0-567

Материалы к дискуссии:

 

 

 

Тезисы доклада

Дети интернет-поколения России: новая реальность?

По данным исследования «Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства», проведенного в 2012 году Лигой юных журналистов при поддержке Института общественного проектирования, 93% детей 10-17 лет практически ежедневно пользуются этим каналом коммуникации, независимо от места проживания. Общение в социальных сетях начинается с 9 лет. К 10 годам уже приобретается опыт приобщения к интернету и стихийные или под влиянием родителей первые навыки информационной культуры.

Для сравнения, по данным исследовательской группы ЦИРКОН, каждый день или почти каждый день выходят в интернет лишь 37% взрослых, причем включая молодежную группу с 18 лет, и никогда не выходят 46% (в исследуемой группе – 7%). Это подтверждает вывод, что дети, подростки и юношество могут быть названы интернет-поколением с иной медиасредой. Пользовательская интернет-активность подрастающего поколения – один из важных показателей темпов построения информационного общества в нашей стране. Это требует внимательного и всестороннего рассмотрения новой ситуации.

Сравнение тех подростков, кто пользуется и не пользуется интернетом, в 2012 г. обнаружило следующее. Интернет-дети значительно больше общаются со сверстниками (70,3% против 43,9%), с родителями (29,9% против 22%), ходят в кружки и секции (33,9% против 25,6%), ходят на свидания (25,7% против 7,3%). Таким образом, это опровергает мнение, что интернет уменьшает реальное жизненное пространство. Дети, которые не пользуются интернетом или отказываются от него, имеют одно важное преимущество – больше читают книг (46,3% против 34%), которые в структуре досуга занимают второе место после компьютерных игр (48,8%). То, что дети без интернета даже больше увлекаются компьютерными играми (48,8% против 47,8%), тоже знаменательный показатель. Интернет-дети меньше смотрят телевизор (45,1% против 56,8%), больше читают газеты и журналы (30,5% против 20%), слушают радио (29,3% против 13,3%). Для интернет-детей значительно важнее информация о жизни друзей и знакомых (11,9% против 3,2%), о родных и близких (10,4% против 4,8%), то есть общение развивает эмпатию, больше ориентировано на другого.

Вхождение юных россиян в интернет-пространство изменило не только источники информации, медиасреду, но и весь их образ жизни. Подростки не просто пользуются интернетом, они живут посредством него. Это новая среда обитания, способ жизни при содействии информационных технологий.

Современное интернет-поколение можно охарактеризовать как глобальные дети, у которых неограниченные возможности получения и переработки информации, знаний. Отчетливо прослеживается стремление подростков к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений. Вместе с тем, они испытывают острую потребность в современных навыках поиска качественной информации, специализированных «дорожных картах», навигаторах, ориентирующих на познавательные и развивающие сайты.

Интернет переструктурировал информационное пространство российских подростков. В поисках информации в совокупности используется многообразный спектр коммуникационных источников и механизмов, образующих медиасреду. Со значительным опережением лидируют компьютерные источники, интернет – 72%.

При этом происходит девальвация большинства существующих средств массовой информации в сознании подростков, что вызвано не только новыми информационными технологиями, но и кризисным состоянием источников качественной информации для подрастающего поколения с учетом его половозрастных и других психологических особенностей. Государство, средства массовой информации устранились от миссии просвещения подрастающего поколения.

Многие дети отмечают один источник получения важной для них информации – интернет. Телевидение, перестав, как некогда, доминировать среди каналов значимой информации (пятое месте после интернета, друзей, учителей/школы и родителей), начинает играть роль канала спонтанного информирования в сфере развлечения, занимая второе место после живого общения со сверстниками (56%).

Коммуникация в среде сверстников, семьи, школы и другого ближайшего окружения выступает способом и формой отбора, экспертных оценок, придания определенных смыслов информации, порождения новой информации на основе усвоенной индивидуально. Информирование существенно дополняется взаимоинформированием и взаимообогащением в результате коммуникации. В интернете сформировался аналог межличностного взаимодействия в форме социальных сетей. Социальный опыт российские подростки усваивают преимущественно в поколенческом и межпоколенческом диалоге.

Активно используются подростками возможности для информационно-коммуникативной и творческой деятельности, самообучения в этой деятельности. Создание собственных средств информации подростками принимает масштабы общенационального детского движения, несмотря на отсутствие поддержки со стороны государства. Социальная самореализация при этом развивается слабо ввиду невостребованности государством и обществом.

Исследование не подтвердило миф о массовом увлечении подростков информацией о сексе, вредных привычках. Лишь 3% респондентов считают важной для себя сведения о сексе, интимной жизни. Более 20% решительно заявляют, что им не интересны темы о сексе, наркотиках, СПИДе и других негативных проявлениях. Наиболее важной для респондентов информацией являются сведения по своим увлечениям (20%), о жизни друзей и знакомых (12%), о спорте (12%), жизни и здоровье родных и близких (10%). Эти данные опровергают довольно распространенные утверждения, которые используются при создании телевизионной, радийной, печатной продукции, Интернет-ресурсов для подростков и молодежи, о том, что эту аудиторию волнуют, прежде всего, развлечения, музыка, секс, деньги. Вместе с тем вызывают тревогу ресурсы, которые остаются незамеченными для общественности как опасные. Все больше сайтов и рекламы, которые пропагандируют слишком высокий уровень потребления: К особо опасным можно отнести видео насилия, издевательств подростков друг над другом и животными (кибербуллинг), Немало сайтов, связанных с ненавистническим контентом, «ВКонтакте» есть группы ненависти к реальному ребенку. Жертвы иногда создают свои группы ненависти к обидчикам. Так плетется паутина вражды. Появляются тысячи сайтов, которые призывают причинить себе боль и вред. Каждый четвертый ребенок заходит на сайты о диетах, а учитывая, что это в основном девочки, то каждая вторая из них пытается это использовать. Суммарно получается, что каждый второй заходит на один из подобных сайтов. Международные специалисты США и Европы пришли к выводу о недостаточности и даже малоэффективности при таком характере угроз и рисков технологических и запретительных средств защиты. Образование, медиаграмотность, доверительный диалог детей с родителями и педагогами являются наиболее результативными способами обеспечения безопасности в интернете, формируют внутренние фильтры у юного человека.

По мнению специалистов, на отношение взрослых к увлечению детей интернетом влияет эффект моральной паники перед новым и незнакомым, менее контролируемым. В результате возникают неадекватные и неконструктивные реакции и, соответственно, остро встает вопрос о необходимости просвещения и медиаобразования различных категорий взрослых. Новая ситуация требует осмысления и обсуждения, новой организации информационного пространства, серьезных перемен в системе информирования и образования подрастающего поколения, а также организации медиаобразования не только детей, но и взрослых.

Исследовательская группа готова предоставить соответствующие материалы исследования и предложения.

Руководитель исследовательской группы – С.Б.Цымбаленко, кандидат философских наук, доктор педагогических наук

Тел.: 89104098907. E-mail: sbz-2@mail.ru

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 02 марта 2011 года №127–рп



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц