01.11.2015

Воспитание нового читателя (к 150-летию критики детской литературы)


В ноябре 2015 года Центр исследований детской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН проводит однодневный рабочий семинар «Воспитание нового читателя (к 150-летию критики детской литературы)»

Приглашаем к участию.

Семинар будет посвящен следующим вопросам:

 

1. Становление критики детской литературы в XIX веке. Первые критики. Белинский как первый (?) критик детской литературы. Когда, кем и как вырабатывались первые критерии оценки произведений для детей и детской книги?

 

2. Дискуссии о детской литературе как часть общей истории литературной критики. Критики взрослые и критики детские. Дискуссии о сказке (1870, 1925-1930), об антропоморфизме (1925-1927), о романтике и фантастике (1928-1932), о героизме и «правде о войне» (1944-1949), об иллюстрации детской книги (1971), о специфике детской литературы (1971-1972) и др. как отражение внутрилитературных и внелитературных процессов.

 

3. Критика и цензура. Критика как инструмент цензурного давления на детского писателя. Цензурные постановления в области детской литературы и их реализация. Запрещенные детские писатели.

 

4 Критик детской литературы как эксперт. Как складывался профессиональный габитус критика детской литературы? Как формировался социальный и гендерный профиль критика? Как педагогическая идентичность критиков определяла и определяет (?) подходы и инструменты критического анализа детской литературы? Персоналии в истории критики детской литературы (А.Острогорский, Х.Алчевская, Н.Рубакин, А.Макаренко, Н.Крупская, А.Покровская, А.Ивич и др.).

 

5. Сообщество критиков детской литературы. Преемственность между отдельными критиками и группами, как формировались авторитеты (система ссылок, цитирования и т.п.), в какие моменты и как авторитеты сменялись, существовали ли разрывы критической традиции и чем они были обусловлены? История отечественных институтов теории и критики детской литературы (Грибоедовский кружок, Институт детского чтения, Дом детской книги и др.). Социальные группы критиков: поколенческие, профессиональные, гендерные, ведомственные. Профессиональная и любительская критика: состав экспертов.

 

6. Жанры критического суждения и их эволюция в течение ХIХ-ХХ веков. В каких жанрах писали и пишут критики детской литературы? Существует ли преемственность на жанровом уровне? Каковы стилистические особенности критического высказывания о детской литературе и как они менялись с течением времени?

 

7. Нормы и нормативная поэтика детской литературы глазами критиков в диахроническом аспекте. Какой следует быть детской литературе, произведению для детей, детскому писателю с точки зрения критика? Какова допустимая тематика детской литературы? Какова социальная и воспитательная роль детской литературы?

 

8. Литературно-дидактический канон. Как развивались представления о составе «Золотой полки» детской литературы? На основании каких критериев она формировалась в разные периоды истории отечественной детской литературы?

 

Регламент доклада: 20 минут + 10 минут обсуждение.


Просим до 15 октября 2015 года прислать тему и в свободной форме краткое описание материала и постановку научной проблемы доклада (не более 100 слов) на адрес <braunknopf@gmail.com> (Светлана Маслинская) и <childrenseminar@gmail.com> (Ольга Лучкина).



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц