11.12.2015

Критика детской литературы: история и теория. Детская литература как событие

В рамках Международной конференции-форума по детской литературе «Детская литература как событие» будет работать секция «Критика детской литературы: история и теория».

На секции предполагается обсудить следующие вопросы:

1. Детская литература как объект критики.

Какие жанры, авторы, тексты становятся объектами критики? Есть ли какие-нибудь предпочтения в отборе материала для критического отзыва, как они менялись в ходе развития критической мысли о детской литературе?

2. Становление критики детской литературы.

Первые критики. Когда и как вырабатывались критерии оценки произведений для детей и детской книги? Какие внешние факторы (идеологические, экономические и пр.) влияли на изменения этих критериев?  Дискуссии о

детской литературе  как часть общей истории литературной критики. Критики взрослые и критики детские.  Дискуссии о сказке (1870, 1925-1930),  об антропоморфизме (1925-1927),  о романтике и фантастике (1928-1932), о героизме и «правде о войне» (1944-1949), об иллюстрации детской книги (1971),  о специфике детской литературы (1971-1972), о детской литературе как институте (2013-2014) и др. как отражение внутрилитературных и внелитературных процессов.

3. Критика и цензура.

 Критика как инструмент цензурного давления на детского писателя. Цензурные постановления в области детской литературы и их реализация. Запрещенные детские писатели. Современные дискуссии о цензуре детской литературы и их исторические предшественники.

4 Критик детской литературы как эксперт.

 Как складывался профессиональный габитус критика детской литературы? Как формировался социальный и гендерный профиль критика? Как педагогическая идентичность критиков определяла и определяет (?) подходы и инструменты критического анализа детской литературы? Персоналии в истории критики детской литературы (А.Острогорский,Х.Алчевская, Н.Рубакин, А.Макаренко, Н.Крупская, А.Покровская, А.Ивич, И.Мотяшов, С.Рассадин и др.). Детский писатель как критик детской литературы.

5. Сообщество критиков детской литературы.

 Преемственность между отдельными критиками игруппами, как формировались авторитеты (система ссылок, цитирования и т.п.), в какие моменты и как авторитеты сменялись, существовали ли разрывы критической традиции и чем они были обусловлены? История отечественных институтов теории и критики детской литературы (Институт детского чтения, Дом детской книги и др.). Социальные группы критиков: поколенческие, профессиональные, гендерные, ведомственные. Профессиональная и любительская критика: состав экспертов. Родители как критики детской литературы.

6. Жанры критического суждения и их эволюция в течение ХХ-ХХI веков.

В каких жанрах писали и пишут критики детской литературы? Существует ли преемственность на жанровом уровне? Каковы стилистические особенности критического высказывания о детской литературе и как они менялись с течением времени?

7. Нормы и нормативная поэтика детской литературы глазами критиков.

Какой следует быть детской литературе, произведению для детей, детскому писателю с точки зрения критика? Какова допустимая тематика детской литературы? Какова социальная и воспитательная роль детской литературы?

8. Литературно-дидактический канон.

 Как развивались представления о  составе «Золотой полки» детской литературы? На основании каких критериев она формировалась в разные периоды истории отечественной детской литературы?

 

Рабочие языки конференции: русский, английский.

Регламент доклада: 20 минут + 10 минут обсуждение.

 

Просим до 30 сентября 2015 года прислать тезисы, включающие описание материала и постановку научной проблемы доклада (не более 300 слов) на адрес <skopp2014@mail.ru> и <braunknopf@gmail.com>, а также информацию об авторе тезисов: ФИО, степень, место работы/учебы, должность, электронный адрес и мобильный телефон.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц