01.12.2008

Российское детство в XX веке: История, теория и практика исследования

Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования

 Сальникова А.А.

           Российское  детство в XX  веке:  История,  теория  и практика

           исследования /А.А.Сальникова - Казань: Казанский государственный

           университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2007. – 256 с.: ил. 63

           ISBN 5-98180-383-5      

По вопросам приобретения просьба обращаться к автору книги по электронному адресу Alla.Salnikova@ksu.ru

Цена книги – 200 руб. (без почтовых расходов) 

Книга посвящена истории российского детства в XX веке, теории и практике его изучения и интерпретации. Особое внимание уделено вопросам  становления и современного состояния «детских исследований» в России и за рубежом; специфике «детского» текста как основного носителя и транслятора детской памяти, особенностям его понимания, прочтения и функционирования в культуре; процессам революционной трансформации детства в России, складывания феномена советского детства и формирования детского революционного опыта. Значительную часть источниковой основы работы составили источники, созданные самими детьми, в которых нашли отражение процессы детского понимания и проникновения в революцию.

      Из предисловия:

«Знакомясь с «детскими» источниками, а позже - сознательно организуя их написание и собирая их, я все более убеждалась в неоценимой значимости этих документов, дающих возможность взглянуть на наше прошлое «другими» глазами - глазами ребенка, найти в текстах не заранее ожидаемую, а подчас совершенно неожиданную и непредсказуемую информацию. Здесь сплошь и рядом встречались такие наблюдения и оценки, которые покоряли своей прозрачной чистотой и завораживающей искренностью. Говорят, что для верного понимания и интерпретации источника историк должен установить незримый контакт с его автором. Работая с «детскими» текстами, я чувствовала, что авторы их, подчас повествуя о самом сокровенном, безраздельно доверяли нам, взрослым, - и своим современникам, исвоим будущим исследователям. Поэтому наша задача заключалась в том, чтобы, прочитывая и используя эти тексты, подвергая их всем необходимым правилам и атрибутам источниковедческой критики, отнестись к ним по - особенному трепетно и нежно, чтобы не навредить их авторам, чтобы не исказить их лица, чтобы представить их самих и их мир такими, какими они в действительности были - без слащавого сюсюканья, но и без ненужного скепсиса, без неоправданной идеализации, но и без пренебрежения и нарочитого утрирования.

Осуществление ряда других параллельных проектов (по истории провинциальной российской повседневности ХХ века, по советской гендерной истории) убедили меня в том, что детство и дети имманентно присутствуют везде, что без учета их наличия и их участия невозможно изучение истории советского общества в целом (…)

Изучение истории детства в рассматриваемый в данной работе хронологический период позволяет исследовать восприятие детьми общественных и политических процессов, происходивших в России ХХ века, в их динамике, начиная с первой мировой войны, включая формирование кконцу 1920-х годов специфически советской системы образования и воспитания с ее собственными идеологическими характеристиками и заканчивая теми сложными общественно-политическимипроцессами, в которыеоказались вовлечены советские дети в «постперестроечные» 1990-е годы. Таким образом, в пределах одного исследования мы можем сравнить детское восприятие внешнего мира в предреволюционной, постреволюционной и постсоветской России(…)

История российских/советских детей ХХ века рассматривается в работе в гендерном измерении. Это необходимо было сделать, дабы не растерять специфику «мужского» и «женского» детского опыта, «мужских» и «женских» детских адаптационных методик и практик, «мужских» и «женских» «правил поведения», восприятия и освоения действительности, усвоенных и примененных в детстве и закрепленных (или отвергнутых) на протяжении всей последующей жизни. Их сходства и различия, их соотносимость и противоречивость, их единство и противоположность позволяют представить российско-советский детский мир во всей его полноте и неоднозначности…
 
 СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия. Как родилась эта книга

РАЗДЕЛ I

Российское/советское детство ХХ века в исследовательской теории и практике

Глава 1. «А где же дети?»: российский «детский мир» как предмет исторического исследования

Глава 2. Миф о советском детстве: образцы толкования и прочтения

Взгляд «изнутри»: отечественная историография

Взгляд «извне»: зарубежная историография

РАЗДЕЛ II

«Детский» текст и детская память в эпоху «российских катастроф»

Глава 1. «Остров достоверности»: «детский» текст и его специфика

Глава 2. Основные разновидности «детских» мемориальных текстов

Глава 3. Воспоминания детей о революции и гражданской войне в России: «расколотая память»

Глава 4. Язык революции 1917 года в текстах детей-современников

РАЗДЕЛ III

От гимназистки к советской школьнице: гендерные аспекты истории российского/советского детства (1914-конец 1920-х годов)

Глава 1. И они хотели воевать: русские девочки и первая мировая война 1914-1918 гг.

Глава 2. Обретение «советскости»: трансформация идеалов и жизненных ценностей русской девочки/девушки в первое послеоктябрьское десятилетие

РАЗДЕЛ IV

«Generation Next»: Внуки Советской Империи

Заключение

Источники и литература 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц