Труды семинара по истории детства

Автор: Бусев Василий Михайлович
редактор газеты «Математика»,
редактор издательства «Просвещение»
vbusev@yandex.ru
Источник: Полином. 2009. № 1. С. 95-97. URL: http://www.mathedu.ru/polinom/polinom2009-1.pdf (дата обращения: 21.01.2008).

В 2007 г. в Российском государственном гуманитарном университете начал работать семинар «Культура детства: нормы, ценности, практики». В поле зрения участников семинара находятся проблемы отечественной и зарубежной истории детства. Семинар имеет следующие задачи:

  • заложить фундамент научного направления, связанного с исследованиями детства;
  • соединить научный потенциал сложившихся ученых и молодых исследователей;
  • сформировать информационную среду профессионального общения (в том числе, создать собственный сайт и электронную библиотеку);
  • отразить отечественные и зарубежные тенденции исследований по детству в ежегодных сборниках трудов.

Ниже будут рассмотрены выпуски 1–3 трудов семинара.
Первый выпуск называется «Какорея. Из истории детства в России и других странах» и содержит результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых. Он открывается большой статьей известного английского антрополога и исто рика детства Катрионы Келли «Об изучении истории детства в России XIX–XX веков». Статья носит историографический и методологический характер, содержит множество ссылок на зарубежную литературу, посвященную истории детства в России.
В статье И.П. Кулаковой «История интеллектуального быта и российская тра диционная культура: кабинет отца во впечатлениях детства (XVIII–начало ХХ в.)» прослежена история возникновения такого помещения, как кабинет; рассмотрены особенности кабинетов, принадлежащих лицам разных полов и разных социальных слоев. Кабинет отца оказывал немалое влияние на детей: он притягивал свой недо ступностью (кабинет был местом уединения, нередко детям находиться в нем запре щалось) и провоцировал детей на «преступные» действия, например, забраться в кабинет в отсутствие отца и читать его книги. Таким образом, кабинет вносил свой вклад в воспитание и образование детей.
Игры и игрушки детей первых лет советской власти рассмотрены в статье Ю.Г. Саловой «Игровое пространство советского ребенка-дошкольника в 1920-е годы». «Особенностью рассматриваемого периода является прямое использование игрового пространства детей в сугубо политико-воспитательных целях», – отмечает автор. Была создана Центральная комиссия по игрушкам, которая занималась раз работкой новых игр и игрушек. Большое внимание уделялось коллективным играм, отвечавшим духу времени. Среди игр были такие: «Колхоз», «Пятилетка», «Безбож ник». Интересно, что имело место резкое неприятие кукол – якобы потому, что кукла «с локонами и нарядно одетая воспитывала в ребенке индивидуальные наклонности, суживала игру его до отражения только мелко буржуазного быта». Кукол власти побороть не удалось – дети упорно мастерили их из подручного материала. Трудно было бороться и с религиозными играми начала 1920-х гг.
Статья С.Г. Леонтьевой «Дети и идеология: пио нерский случай» посвящена анализу тех идей, которые власть пыталась доносить до детей через пионерскую организацию. В качестве источника автор взяла офици альный текст – Устав пионерской организации. Сопо ставление разных редакций уставов между собой позволило проследить за всеми изменениями и понять причины этих изменений.
А.В. Чащухин в статье «Маникюр – “битлы” – часики. Культовые вещи советского подростка 1960-х годов» рассмотрел особенно сти внешнего вида подростков этого времени (одежда, обувь, предметы макияжа) и их увлечения – музыку и танцы. Новые веяния 1960-х гг. сравниваются с практи кой ушедшей сталинской эпохи.
В заключение обзора первого выпуска трудов семинара остановимся на статье М.В. Тендряковой «Компьютерные игры: хорошо знакомое новое». Автор обра щает внимание на то, что сюжеты компьютерных игр не отличаются принципиально от сюжетов обычных игр: те же соревнования на скорость и ловкость, та же игра в войну. На исторических примерах автор показывает, что детские игры могли быть совсем не безобидными, поэтому жестокость компьютерных игр тоже не является чем-то новым. Автор считает, что современные агрессивные детские игры, в том числе компьютерные, являются просто отражением взрослой реальности. Большего внимания заслуживает не жестокость игр, а виртуальность происходящего: погружаясь в игру, человек перестает адекватно воспринимать мир («смерть – это то же самое, что и Game Over»). Компьютерные игры строго детерминированы, действо вать в игре можно только в неких заранее определенных рамках, выйти за которые нельзя. Как показали исследования, у дошкольников, увлекающихся компьютер ными играми, воображение развито значительно хуже, чем у «обычных» детей. Вир туальный алгоритмизированный мир учит достигать заданных программой целей, но не учит ставить эти цели. Таким образом, компьютерные игры опасны потому, что, уводя человека из реального мира, они не позволяют ему развиваться.
Второй и третий выпуски трудов семинара представляют собой антологию тек стов под общим названием «Городок в табакерке». В первую часть вошли тексты, содержание которых относится к 1890–1940 гг., во второй части представлены источники, характеризующие 1940–1990 гг. Тексты в каждой части антологии рас положены в хронологическом порядке, по десятилетиям. В антологии собраны достаточно далекие друг от друга по жанру тексты: документы, интервью, школьные
сочинения, дневниковые записи и т.д. Внутри 10-летних периодов они разбиты на «Воспоминания», «Взрослые о детях» и «Дети о себе». Чтобы дать некоторое пред ставление о характере текстов, перечислим названия некоторых из них, помещен ных в первой части антологии:

  • Жизнь крестьянских детей в 1890-х годах: воспоминания учеников церковно приходских школ (с. 17–38);
  • Рыбников Н.А. Из рода в род (воспоминания, с. 38–55);
  • О плохом поведении гимназистов в манеже. Письмо от Попечителя С-Пб. Учебного Округа г. Директору Введенской гимназии, 20 февр. 1898 г. (с. 63–64);
  • Из почтового ящика журнала «Задушевное Слово», 1890 г. (с. 65–67);
  • Гранки стенографического отчета 1-го Всероссийского съезда учащихся ком мунистов, апрель 1919 г. (с. 165–169);
  • Ульянов А.И. Воспоминания о периоде 1921–1928 гг. (с. 192–201);
  • Автобиография неизвестного мальчика ок. 17 лет, написанная в детприем нике в б. Знаменском монастыре в Москве (с. 267–268);
  • Шила в мешке не утаишь. Сочинение ученика 5 класса, 1932 г., г. Москва (с. 356–359);
  • Дневник девятиклассника, г. Самара, 1938–1939 гг. (с. 361–386).

Все три выпуска трудов семинара представляются чрезвычайно ценными и заслуживающими внимания не только историков детства и антропологов, но и всех, кто хочет лучше понимать российскую историю и детей про шлого и настоящего.
На сайте семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» можно найти информацию о предстоящих заседаниях, о книжных новинках, о конференциях, а также воспоминания о детстве.